Японский Танк «Ха-Го» или Тип 95

Здесь мы разбираем японский легкий танк Ха-Го, появившийся на свет в тридцатых годах прошлого столетия.

Эта неделя богата на японские танки: вот и в очередной раз, мы разбираем японский легкий танк, появившийся на свет в тридцатых годах прошлого столетия. «Ха-Го» — не единственное его имя. Танк известен также как Тип-95.

Разрабатывался этот танк начиная с 1933 года, предполагалось, что он будет сопровождать механизированные войска кавалерийской гвардии. В 1936 году первый танк Тип-95 сошел с заводского конвейера. Производился он вплоть до 1943 года, поэтому успел поучаствовать во Второй войне между китайцами и японцами. В это время танк являлся основным танком в своем «весе». Среди средних танков основным был «Чи-Ха».

Конструкторы считали эту модель, танк Тип-95, вполне удачной, конечно, с поправкой на время создания. Но в ходе военных действий он устарел технически и морально. Если бы на тот момент у Японии был создан аналог, «Ха-Го» был бы заменен давным-давно, но таковой возможности не было, поэтому острая нехватка боевых машин вынудила эксплуатировать эти танки до окончания Второй мировой войны.

Боевая масса танка Тип-95 равнялась почти 7 тонн. Машина рассчитана на экипаж, состоящий из трех человек. Компоновочная схема танка такова: впереди располагалось отделение, откуда шло управление машиной, а моторный отсек был сзади. За все годы выпуска было произведено приблизительно 2300 экземпляров.

Длина корпуса танка Т-95 достигала более 4 метров, в ширину танк был больше двух метров, а в высоту 2, 28 метров. Клиренс танка – 400 миллиметров. Экипаж и боеприпасы защищались бронированными листами поверхностной закалки.

Технику, которая могла бы сопровождать в боевых условиях кавалерию, японские конструкторы стали разрабатывать еще в начале двадцатых годов прошлого века. Почти сразу сформировалось основное требование для боевой машины: способность развивать хорошую скорость и достойная проходимость. Сначала прошел ряд экспериментов с полугусеничными типами танков. И хоть благодаря такой конструкции проходимость была неплохой, если сравнивать с обычными бронированными автомобилями, но все же этого было мало. Несовершенство колесно-гусеничного механизма подтвердили и французские танки, которые были закуплены японцами. Поэтому было решено остановиться на гусеничном танке.

Сначала конструкторы создали малый танк Тип-92. Но тот факт, что бронезащита у машины практически никакая, был заметен сразу: броню пробивали даже винтовки. А танк Тип-89, который уже находился на вооружении, мог развивать скорость всего лишь в предельные 25 километров в час. Для кавалерии этого было недостаточно.

И вот, военные сделали заказ на машину, способную двигаться со скоростью 40 километров в час, чья броня выдерживала бы залп вражеских снарядов и чья масса не превышает 7 тонный предел. Не смотря на то, что танк предназначался кавалерии, пехотные войска тоже заинтересовались будущим танком.

Будущим танком «Ха-Го» или Тип-95, который должен был стать основным сопровождающим кавалерии, заинтересовались и пехотные войска. Но помимо требований по скорости и бронировке, к танку предъявлялись также определенные условия по оружию.

Заказчик сразу уточнил, что вооружена боевая машина должна быть пушкой, которая стоит на вращающейся башне и обязательно пулеметом, 37го калибра. Получила заказ военных фирма «Мицубиси». Очень скоро она представила первый прототип танка. Его начали испытывать. Выяснилось, что максимальная скорость танка была 43 километра в час, это даже на 3 км/ч превышало заявленную в заказе скорость. Запас хода равнялся 250 километрам, проходимость и надежность машины также впечатлила. И хоть хорош был прототип, ну у него был один недостаток: 500 килограммов «перевеса». Поэтому он подвергся переработке, и скоро он «похудел»: вес танка был снижен до 6, 5 тонн, а максимальная скорость достигала 45 километров в час.


Японский Танк Ха-Го

Кавалерийское руководство танк устроил. А вот представители пехотных сил не обрадовались: им показалось, что защита недостаточно хороша. Но так как вооружение и скорость были превалирующими, броню оставили такой, какая она была: иначе показатели веса танка, проходимости и максимальной скорости неизбежно бы ухудшились. Второй прототип был построен в 1935 году.

В этом экземпляре уже переделана ходовая часть: теперь она содержала еще и два ролика с каждой из сторон (ранее там стояло по одному поддерживающему ролику), в башне появилась башенка для командира, на самой крыше, а справа на корме стоял дополнительный пулемет. Кстати, очень скоро переделали и надгусеничные ниши, расширив их и развив. Было сделано это для увеличения площади внутреннего пространства. Вот такой вид танка и был принят на вооружение. Его полное имя, впрочем, употреблявшееся только в официальных документах, звучит как танк «Тип2595 Ха-Го», то есть, танк «пятый легкий».

Как уже сказано, эти «Пятые легкие» сходили исправно с заводского конвейера с 1936 вплоть до 1943 года. Однако, на предприятиях фирмы «Мицубиси» эти модели в небольших партиях выпускались до самого окончания военных действий, не говоря уже о вариациях этих машин. Помимо фирмы «Мицубиси», в разные года производили танки Тип-95 арсенал «Кокура Рикугун Дзёхейсё», «Ниигата Тэккосё», «Дова Дзидося» и другие.

Стоит также отметить, что до 1938 года танк выпускался небольшими партиями, и лишь потом, после этого, началось по-настоящему массовое производство. Этот этап пришелся на завершение военных операций в Китае. И хоть в это же время появился другой легкий танк, «Ке-Ни», он, будучи более совершенным, своего предшественника так и не смог заменить. До самого окончания Второй мировой он выпускался лишь небольшими тиражами.

Стоит также отметить, что информация об общем количестве созданных танков Тип-95 очень существенно разнятся. Если в источниках самих японцев эта цифра больше двух тысяч, то европейские источники говорят о 1161 экземпляре машин.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector