Японский Танк 2595 (Ха-Го) | Танк 2595 (Ха-Го) | Японская Бронетехника | Танк Японии


Японский Танк 2595 (Ха-Го)

В 1933 году после учений опытной смешанной механизированной бригады в Маньчжурии были сформулированы требования к легким танкам, способным вести бой вместе с пехотой, конницей, а также средними танками, сохраняя при этом высокую скорость движения. Годом позже прошел испытания новый легкий танк, созданный фирмой «Мицубиси Дзукогио» с использованием опыта разработки малых танков. Новая машина получила обозначение «95» («2595»), но стала известна также как «Ха-Го» (дословно — третья модель), есть также его армейское обозначение «Ке-Го» (легкая модель).

В нашей литературе одно время она именовалась «Мицубиси 95». Хотя танк и был принят японской армией, а специальный завод «Мицубиси» в 1936 году подготовил его производство, он несколько лет выпускался небольшими сериями. Массовый выпуск начался только в 1938 году по окончании активных боевых действий в Китае. Кроме «Мицубиси», его производством занимались «Ниигата Теккошо», «КобэСейкошо», «Дова Дзидоша», арсенал Кокура («Кокура Рикугун Дзохейшо»), «Ха-Го» имел компоновку с задним расположением двигателя и передним — элементов трансмиссии. Отделение управления совмещалось с боевым. Впереди справа располагался механик-водитель, слева — пулеметчик.

Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх; в ней имелся смотровой лючок со своей крышкой. В крышке смотрового лючка и по бакам от него были прорезаны вертикальные и горизонтальные смотровые щели — таким образом старались сохранить обзор при колебаниях машины. Командир танка размещался в одноместной башне, в крыше купола которой имелся круглый двустворчатый люк. Края крыши загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. В борту башни и по бокам рубки пулеметчика имелись лючки для стрельбы из личного оружия с броневыми заслонками.

Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе с помощью болтов и заклепок. Объем подбашенной коробки был несколько увеличен за счет надгусеничных ниш. Башня — цилиндрическая, клепано-сварной конструкции с «куполом». Для защиты экипажа от осколков брони и для предотвращения травм от ударов с внутренней стороны корпуса крепился асбестовый подбой. В башне устанавливалась 37-мм пушка «94» с длиной ствола 37 калибров. Снаряд массой 0,7 кг при начальной скорости 575 м/сек пробивал по нормали броню толщиной 35 мм с дистанции 300 м. Крепление пушки в маске допускало качание относительно башни как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Отдельно от пушки, справа сзади в башне был установлен пулемет. В корпусе, в чуть выступающей передней рубке, располагался лобовой пулемет в шаровой установке.

Сзади вдоль правого борта находился двухтактный дизель. От коробки передач по оси танка шел карданный вал в переднюю часть корпуса. Удельная мощность 16,2 л. с./т обеспечивала «Ха-Го» неплохую подвижность. Выхлопная труба с глушителем выводилась вдоль правого борта. Слева от двигателя устанавливались топливный и масляный баки. Для доступа к двигателю служил люк в правом борту кормы с откидной крышкой-жалюзи. Для обслуживания бортовых фрикционов и передач в верхнем лобовом листе имелись два лючка с откидными крышками.

Связь с водителем командир осуществлял с помощью переговорной трубы («танкофона»). Средств внешней связи не было, сигналы подавались флажками. На верхнем лобовом листе устанавливались две фары. Танк был прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, чем и нравился японским танкистам. Но порой простота конструкции доходила до примитивности.

В 1935 году новые танки в составе отряда смешанной механизированной бригады приняли участие в учениях на территории оккупированной Маньчжурии — в районе Большого Хингана. В результате появилась «маньчжурская» модификация танка с усиленной ходовой частью: на треугольных балансирах между опорными катками поместили дополнительные каточки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. Каточек принимал на себя часть нагрузки и смягчал удары.

В 1938 году «Ха-Го» был перевооружен удлиненной 37-мм пушкой «97» (начальная скорость снаряда 675 м/с) и — в связи с общим изменением ружейно-пулеметного калибра в японской армии — 7,7-мм пулеметами «97».

«Ха-Го» стал самым массовым японским танком — до 1943 года заводы изготовили 1161 машину. Он неплохо показал себя в боях против китайской армии. Но летом 1939 года японские танкисты столкнулись на Халхин-Голе с советскими войсками. Повоевали здесь и «Ха-Го» — в основном «маньчжурской» модификации. Бои показали такие их недостатки, как слабая бронезащита, большое «мертвое пространство» при стрельбе, неудовлетворительный обзор. Теснота боевого отделения, отсутствие специальных средств наблюдения и связи, разнесенная установка в башне пушки и пулемета сильно затрудняли работу командира, действовавшего в одиночку. Открытые смотровые щели были причиной частых ранений экипажа свинцовыми брызгами.

Начав в декабре 1941 году войну на Тихом океане, Япония имела по 9 танков в составе десяти пехотных дивизий, и в основном это были «95» («Ха-Го»). «95» имелись также в отдельных легкотанковых ротах и разведротах, они придавались и специальным военно-морским десантным отрядам. Эти танки воевали на Гуаме, Тараве, Макине, Окинаве, Филиппинах, в Малайзии.

Общую компоновку и ряд конструктивных особенностей «Ха-Го» использовали при разработке среднего танка «Чи-Ха». На шасси «Ха-Го» был построен ряд опытных машин. Элементы его ходовой части были применены, например, в полугусеничном небронированном транспортере-тягаче «98».

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector