Внутреннее устройство танков мира и схемы устройства танков. Принципы строения танков

Рассмотрим внутреннее устройство всех танков мира, а также и схемы устройства всех танков

В процессе развития технологий танкостроения разрабатывались различные компоновки корпуса, однако проверку временем и боевыми испытаниями прошли лишь наилучшие из них. К таким успешным танковым компоновкам относятся:

  • компоновка с кормовым размещением двигателя и трансмиссии;
  • компоновка с кормовым размещением двигателя и носовым размещением трансмиссии;
  • компоновка с носовым размещением как двигателя, так и трансмиссии.

Первые два вида внутреннего устройства танков с равным успехом применялись в течение нескольких десятилетий, причём вторая компоновка была отличительным признаком танков иностранного производства. Высокая перспективность первого способа компоновки была изначально правильно оценена советскими конструкторами. Позже их успех в разработке различных компоновок на основе первого варианта по достоинству оценили и танкостроители зарубежных стран. Все современные зарубежные тяжёлые и средние танки применяют именно первый способ компоновки.

Схема устройства танка с задним расположением двигателя и трансмиссии

1 — двигатель; 2 — главный фрикцион; 3 — коробка передач; 4 — механизм поворота; 5 — бортовая передача; 6 — ведущее колесо; 7 — сиденье водителя; 8 — сиденье водителя на тяжелом танке.

Компоновка танка с носовым размещением двигателя и трансмиссии применялась на малых танках и САУ. Традиционно корпус танка делится на четыре отделения: отделение управления, боевое отделение, моторное и трансмиссионное отделения. Боевое и моторное отделения разделены перегородкой, остальные отделения не имеют физического разделения, и границы между ними проводятся по условным линиям. Одной из главных конструкторских задач при разработке танка является обеспечение максимального объёма именно боевого отделения. Для этого изыскиваются все способы максимального сокращения длины отделений, в которых расположены двигатель и трансмиссия. Большая продольная длина боевого отделения позволяет оснастить танк мощным артиллерийским орудием, повысить удобство работы экипажа и иметь место для укладки на большее количество выстрелов.

Рассмотрим особенности перечисленных в начале статьи способов компоновки. Кормовое размещение двигателя и трансмиссии. Абсолютное большинство современных танков имеют такую компоновку. При расположении двигателя вдоль корпуса значительная часть его длины занимается моторно-трансмиссионным отделением. В средних танках, которые имеют значительную ширину корпуса в свету, место водителя организовано слева по ходу танка, в тяжелых – в середине носовой части.

Схема устройства танков с поперечным расположением двигателя

1 — двигатель; 2 — гитара; 3 — главный фрикцион; 4 — коробка передач; 5 — механизм поворота; 6 — бортовая передача; 7 — ведущее колесо; 8 — сиденье водителя.

Удачным вариантом такой компоновки является поперечное расположение двигателя. Такое расположение даёт возможность организовать моторно-трансмиссионное отделение в меньшем объёме корпуса, увеличив длину боевого отделения. Кроме этого, возникает возможность смещения башни к корме, что позволяет организовать на крыше корпуса люк механика-водителя. Основные преимущества данных компоновок таковы:

  • в носовой части создаются благоприятные условия для организации отделения управления и боевого отделения из-за отсутствия в носу двигателя и трансмиссии;
  • возникает возможность расположить лобовые броневые детали под большим углом наклона;
  • возникает возможность совмещения двигателя и трансмиссии в едином отделении, что позволяет сократить занимаемую длину корпуса;
  • задача охлаждения узлов трансмиссии получает более простое решение – для их обдува или для охлаждения трансмиссионного масла в радиаторах используется поток воздуха из системы охлаждения двигателя;
  • создаются более комфортные условия для работы экипажа, поскольку двигатель и трансмиссия изолируются в корме;
  • при этом проще достигается надёжная герметизация боевого и отделения управления;
  • доступ к агрегатам и деталям трансмиссии для их монтажа, обслуживания и демонтажа в значительной мере облегчён, поскольку в кормовой части имеется возможность установки съёмных броневых деталей;
  • из-за расположения ведущего колеса в корме, где вероятность его поражения меньше, увеличивается общая живучесть гусеничного движителя.

Рассматриваемая компоновка, однако, не лишена некоторых недостатков. К ним относятся:

  • большая сложность конструкции механических (и не только) приводов управления;
  • в случае продольного расположения двигателя уменьшается возможность размещения люка водителя в верхней части корпуса, поскольку башня переносится ближе к носу.

Схема устройства танка с задним расположением мотора и переднем расположением трансмиссии

1 — двигатель; 2 — главный фрикцион; 3 — коробка передач; 4 — механизм поворота; 5 — бортовая передача; 6 — ведущее колесо; 7 — сиденье водителя; 8 — карданный вал.

Необходимо понимать, что такая компоновка танка предъявляет высокие требования к качеству конструкторских работ в отношении тщательного планирования и продуманности использования ограниченного внутреннего объёма, в первую очередь – моторно-трансмиссионного отделения. Кормовое размещение двигателя и носовое размещение трансмиссии. Этот вид компоновки нашёл широкое применение на танках иностранного производства (T-V, T-VI, M4A2 и др. ) и использовался до конца второй мировой войны. При такой компоновке увеличение длины боевого отделения достигается за счёт совмещения в носовой части трансмиссионного и отделения управления. Такое конструктивное решение также способствует повышению обитаемости экипажа, более качественной компоновке боевого отделения и организации размещения на борту достаточного боекомплекта. Среди преимуществ данной компоновки можно выделить следующие:

  • боевое отделение располагается в средней части корпуса, что позволяет оснастить танк мощным длинноствольным орудием;
  • геометрическая близость совмещённых отделений управления и трансмиссионного позволяет значительно упростить конструкцию приводов управления и их обслуживание;
  • размещение башни в средней части корпуса позволяет подобрать оптимальное расположение для люка механика-водителя;
  • имеется доступ к узлам и деталям трансмиссии для их диагностики и обслуживания.

Помимо этого, производство танков с применением данной компоновки проще, в сравнении с компоновкой с кормовым размещением двигателя и трансмиссии, потому что расположение этих агрегатов (двигателя и трансмиссии) в противоположных частях корпуса облегчает выполнение сборочно-монтажных работ. Недостатки данной компоновки также имеют место быть:

  • единственно возможным способом соединения двигателя и трансмиссии является прокладка карданного вала через боевое отделение, что существенно увеличивает высоту танка;
  • размещение трансмиссии в носу корпуса является причиной её неоптимальной конфигурации;
  • ограничивается конструктивная возможность установки лобовых броневых деталей под большими углами для повышения снарядостойкости;
  • затрудняется реализация охлаждения узлов трансмиссии; требуются особые конструктивные решения для создания системы охлаждения трансмиссии;
  • в значительной мере затрудняется доступ к узлам и деталям трансмиссии для их монтажа и демонтажа.

Установка люков и съёмных панелей в наиболее уязвимой носовой части корпуса танка не допустима, поэтому, к примеру, в танках T-VI (Германия) для демонтажа агрегатов трансмиссии требовалось целиком снимать башню; значительно возрастает вероятность поражения расположенных в носовой части ведущих колёс.

Схема компоновки танка с передним расположением двигателя и трансмиссии

1 — двигатель; 2 — главный фрикцион; 3 — коробка передач; 4 — механизм поворота; 5 — бортовая передача; 6 — ведущее колесо; 7 — сиденье водителя.

Некоторые конструкторы называли перечисленные недостатки «родовым проклятием» данной компоновки. По этой причине после второй мировой войны зарубежная танковая промышленность полностью отказалась от этой компоновки для тяжёлых и средних танков (их стали выпускать с применением компоновки с кормовым размещением). Носовое размещение двигателя и трансмиссии. Широкое применение такой компоновки использовалось в советских малых танках Т-40, Т-60 и др. , а также до сих пор по этой схеме производится лёгкий танк АМХ (Франция). Установка двигателя, в основном, осуществляется у правого борта. Боевое отделение в такой компоновке смещается к левому борту (советские танки с короткими корпусами) либо к корме. В случае расположения боевого отделения у левого борта ограничивается калибр артиллерийского вооружения и диаметр погона. В некоторых случаях двигатель даже не отделялся перегородкой, что значительно ухудшало условия обитаемости экипажа.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector