Устройство танка и компоновка танков мира. Внутреннее устройство всех танков

Эта статья про устройство танка и компоновку всех танков мира. Рассматривается внутреннее устройство танков.

Современные средние и тяжёлые танки имеют такие отделения:

  • в носу – отделение управления;
  • в середине – боевое;
  • в корме – моторное.

Кроме того, по расположению в танке трансмиссионного отделения различают такие общие компоновки:

  • с носовым расположением;
  • с кормовым расположение.

Широкое применение первый вариант компоновки танка (с носовым расположением трансмиссии) нашёл на немецких и американских танках по причине определённых преимуществ. Совмещение трансмиссионного и отделения управления в корпусе танка уменьшает количество изолированных отделений, позволяет уменьшить длину корпуса или увеличить боевое отделение при неизменной длине. Тяжёлая башня и боевое отделение проще проектировались для центрального размещения, и на подбашенном листе находилось место для расположения люка водителя. Приводы управления имели простую конструкцию, обслуживание узлов и деталей трансмиссии было удобным. Основной недостаток такого устройства танков буквально бросался в глаза – общая высота танка приближалась к трём метрам.

Устройство Танка

Пол боевого отделения был расположен над днищем. Высота пола определялась пространством для карданного вала, который располагался на уровне коленвала двигателя и ведущего вала КПП. При ручном заряжании боевое отделение имело высоту, которая определялась ростом стоя заряжающего. Толщина стенки крыши, вместе с броневыми деталями, выступающими над ней, варьируется в широких пределах, в зависимости от наличия башенки командира танка.

Из-за больших размеров узлов трансмиссии проектирование снарядостойкой формы носовой части сопровождалось значительными трудностями, ведь для такой формы необходим большой угол наклона броневых пластин. Увеличивалась возможность поражения расположенных в передней части ведущих колёс и бортовых передач. Реализация охлаждения трансмиссии было сложным, условия обитаемости экипажа – ухудшены. Установка и снятие агрегатов трансмиссии были крайне затруднительными, поскольку в носовой части приварены носовые и подбашенный бронелисты.

Схема Разреза Танка Pz.V. Устройство Танка Pz.V

По причине перечисленных и прочих недостатков произошёл отказ от производства танков с расположением трансмиссии в носу. Исторически кормовое размещение трансмиссии является отличительной чертой советских танков, идеи которого после войны стали использовать и за рубежом. Ранее рассмотренные негативные особенности предыдущей компоновки в данном случае являются преимуществами. В компоновке с размещением трансмиссии в корме отсутствует карданный вал, поэтому появляется возможность примерно втрое уменьшить высоту пола боевого отделения и заметно снизить общую высоту машины. В носовой части корпуса исчезают крупногабаритные узлы трансмиссии, что позволяет выполнить большой наклон (60° и более) верхнему броневому листу. Коробка передач и ведущие колёса, расположенные в задней части, более защищены от боевых поражений. Эффективное охлаждение трансмиссии достигается за счёт такого решения – её агрегаты обдуваются воздухом, поступающим из системы охлаждения двигателя. Заметно улучшаются условия обитаемости танка, ведь экипаж при такой кормовой компоновке герметичной изолирован моторной перегородкой от тепла, шума и газов, выделяемых узлами трансмиссии. Обслуживание двигателя заметно облегчается за счёт использования в крыше моторного отделения съёмных броневых листов.

Устройство танков с кормовым расположением трансмиссии также не лишена недостатков:Корпус танка увеличивает свою длину из-за необходимости размещения четырёх разных по длине отделений; если длина корпуса остаётся неизменной, приходится сокращать объём боевого отделения.

Из-за больших габаритов отделений для двигателя и трансмиссии тяжелая башня над боевым отделением должна быть расположена близко к носу, заметно увеличивая нагрузку на передние катки. При этом на подбашенном листе не остаётся места даже для бокового размещения водительского люка, не говоря о центральном.

При преодолении танком препятствий возникает опасность, что выступающая вперёд ствол пушки будет утыкаться в грунт. Увеличивается сложность реализации привода управления трансмиссией в корме с водительского места в носу.

Внутреннее Устройство Танков Т-34, Т-44 и Т-54

Первые два недостатка были устранены в советских танках Т-44 и Т-54. На этих танках применяли улучшенную компоновку, в которой длинный 12-цилиндровый дизельный двигатель был размещён поперечно в совмещённом моторно-трансмиссионном отделении, укороченном на 650 мм. Преимуществами такого подхода явились удлинённое до 30% длины корпуса боевое отделение и увеличенный на 250 мм диаметр башенной опоры. Также впервые на средний танк была установлена 100-мм пушка вместо 85-мм орудий на танке Т-34-85. Башню удалось сместить к корме, освободив место для водительского люка на подбашенном листе. В конструкции танка также были использованы такие технологические решения:

  • сокращение членов экипажа с 5 до 4 человек;
  • новое место боеукладки, ранее размещаемой на полике боевого отделения;
  • перемещение вентилятора с коленвала двигателя на кормовой кронштейн;
  • уменьшение высоты двигателя.

Схема Разреза Танка Т-34. Устройство Танка Т-34

Все эти решения, вместе взятые, способствовали тому, что общая высота танка Т-54 в сравнении с моделью Т-34, уменьшилась на 200 мм, забронированный объём сократился до 2 куб.м., броневая защита была усилена вдвое при возрастании веса машины лишь на 12%. Лёгкие танки, самоходные артиллерийские установки, боевые машины пехоты, базовые машины пусковых ракетных установок и другие виды бронетанковой техники часто выполняются по компоновке с размещением двигателя в носу, а трансмиссии – у правого борта. Водительское место в таких случаях переносится к левому борту, совмещается по длине машины с моторно-трансмиссионным отсеком и отгораживается от него теплоизоляционной перегородкой. Средняя и кормовая части корпуса становятся доступны для размещения вооружения, команды обслуживающего персонала, вместительного десантного отделения или других механизмов или оборудования.

Схема Разреза Танка Т-54. Устройство Танка Т-54

Недостатки такого варианта компоновки танков следующие:

  • место водителя размещено не оптимально по центру, а смещено влево;
  • правая сторона ходовой части может быть перегружена агрегатами моторно-трансмиссионной группы;
  • переднее расположение ведущих колёс.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector