Танки Китая: Средний Танк 121 и Тяжелый Танк 113

Рассмотрим танки Китая, а именно средний танк WZ-121 и тяжелый танк 113. Что из себя представляют эти китайские танки ?

Свое начало мировое танкостроение берет со времен 1 мировой войны, а предпосылками появления нового вида военной техники стали такие достижения науки и техники, как создание дизельного двигателя, гусеничного хода, появление скорострельных пушек и пулеметов, броневого листа. Танки появились как ответ на введение в боевые действия артиллерии и нарезного стрелкового автоматического оружия, как сила, способная подавить их, уничтожить живую силу и обеспечить победу в сражении.

Исторически, первый танк был разработан и запущен в производство в Великобритании, им стал танк Мк, разработанный конструкторами Тритоном и Вильсоном, а первое появление танков на поле боя произошло в ходе 1 мировой войны, в феврале 1916 года в ходе битвы на реке Сомме. Первое же применение танков принесло ощутимый эффект, они переломили картину боя, принесли победу английским войскам, а потери в живой силе оказались в 20 раз меньше, чем в рядовом, обычном бою. Интересно, что лучшим танком 1 мировой войны признан Рено Ft, массой в 6 тонн, скоростью 9,6 км/час, с экипажем из 2 человек, вооруженный сначала одним пулеметом, а с 1917 года пушкой.


Средний Танк WZ-121

С того времени началась эра танков, и соперничества между ведущими странами мира за превосходство в этой области военного производства. Лидерами в танкостроении являлись Англия, СССР, США, Франция, к ним присоединились Израиль, Япония, Италия.

Китайская Народная республика, до конца 19 века находившаяся в самоизоляции, вплоть до окончания 2 мировой войны не имела своих танков, а пользовалась полученными у союзников или, захваченными в сражениях, танками противника.

Танкостроительная отрасль в Китае была запущена поздно, в середине прошлого века, и в этом значительная заслуга нашей страны, Советского Союза, к которой напрямую обратилось руководство Китая с просьбой помочь в организации выпуска собственных танков. Официальной датой появления танкостроения в Китае считают 1957 год, когда СССР передал Китаю техническую документацию и несколько экземпляров танка Т — 54.

На его основе, в Китае было запущено производство собственных танков «Тип 59» в городе Баотоу. Таких танков было произведено около 150 штук, на вооружении имелась 100 мм пушка с новой системой управления огнем и системой стабилизации, инфракрасное наблюдение, было выпущено несколько его модификации.

На смену этому танку пришел танк «Тип 69» WZ 121, ставший основным танком китайской армии. Необходимость в создании новой боевой машины стала очевидна к началу 1980 — х годов, когда явственно стало отставание Китая в развитии бронетехники от передовых стран мира.


Тяжелый Танк 113

Необходим был совершенный основной танк, отвечающий международным критериям, и таким танком стал «Тип 69» WZ 121, первая демонстрация которого прошла осенью 1982 года, в ходе военного парада. Во многом он стал аналогом, копией советского танка Т – 62, в ходе его разработки была заимствованы и использованы достижения передовой советской военной технологии. Многое в мире решается по воле случая. Когда перед китайским государством встала проблема разработки собственного танка, в период ухудшения отношения между КНР и нашей страной, Советским Союзом, в одном из пограничных столкновений, в 1969 году, в руки китайским военным в качестве военного трофея попал советский танк Т – 62. Танк был сразу отправлен в Пекин для изучения и детального анализа.

Именно после этого на историческую арену вышел официально танк Тype 69 WZ – 121, как первая, самостоятельно разработанная боевая машина Китайской народной республики. Танк «Тип 69» WZ 121 обладал большой огневой мощью, большей маневренностью, и высокой степенью защищенности.

Базовый вариант был оснащен 100 миллиметровой гладкоствольной пушкой, однако в ходе проведенных испытаний, выявилась большая эффективность нарезной пушки, обладавшей повышенной точностью стрельбы и бронепробивной силой. Первоначальная модификация танка «Тип 69 — I», имела боевую массу в тридцать шесть с половиной тонн, количество экипажа составляло 4 человека, боевая машина преодолевала ров глубиной 2,7 метров, стенку почти метровой высоты, (0, 8 м). На вооружении имелись 100 мм гладкоствольная пушка, в боекомплект входили фугасные, оперенные и кумулятивные боеприпасы. Также туда входили осколочные и бронебойные подкалиберные снаряды, общее количество снарядов составляло 44 выстрела. Не маловажно, что все наименования боеприпасов производились в самом Китае.


Тяжелый Танк 113 в игре World of Tanks

В модели «Тип 69 — I», в оснащение входили приборы ночного видения, имелась система стабилизации орудия в двух плоскостях, в сравнении с базовой моделью, танком «Тип 59» было улучшено бронирование.

Кроме 100мм гладкоствольной пушки, на вооружении имелись два 7, 62 — мм пулемета, с боекомплектом в 3400 выстрелов и один 12,7 – мм зенитный пулемет с 500 выстрелами. Танк был оснащен средствами дымовой завесы, что обеспечивало большую защищенность, скрытность маневра и большую эффективность его применения в боевых условиях. На первой модификации танка «Тип 69» был установлен 12 цилиндровый дизельный двигатель мощностью 580 лошадиных сил, что в сочетании с массой, конструкцией ходовой части и трансмиссии позволяло развивать скорость в 50 км/час.

Запас хода в зависимости от типа местности составлял 450 – 500 километров.

Броневая защита была достаточно внушительная, толщина в лобовой части башни равнялась 203 мм, корпуса 79 мм, бортовой части башни 150 мм.

Танки данной модели выпущены были в ограниченном количестве, в 1982 году в Китае запустили в производство новую, усовершенствованную модификацию танка, под наименованием «Тип 69 – II». На танке, вместо гладкоствольной пушки, была установлена 100 — мм нарезная пушка, на экспортных образцах ставилась 105 – мм нарезная пушка с эжекторами, сдвинутыми ближе к основанию ствола. Система стабилизации была двухплоскостная, с гидравлическими приводами наведения.

Большая точность ведения огня обеспечивалась наличием телескопического прицела, перископического прицела со стабилизацией поля зрения для ведения боя в дневных условиях, ночного прицела с дальностью видения до 800 метров и 7 – кратным увеличением, разработанного на основе ЭОП. На передней части башни был установлен прожектор для подсветки местности при необходимости.

У командира танка также устанавливался аналогичный прицел, перископический, двухканальный.

Система управления огнем АРС5 – 212 была детищем фирмы Норинко, включала в себя лазерный дальномер, смонтированный над стволом орудия, электронный баллистический вычислитель, блоки управления с датчиками температуры воздуха, скорости и направления ветра, наклона оси цапф и угла возвышения. Встроенная система выверки в совокупности с указанными техническими решениями, значительно увеличивала прицельность и точность ведения огня, давала возможность поражать цель в любое время суток с вероятностью не менее 55 %. Независимо от того, неподвижная это цель или движущаяся.

Сама фирма – разработчик системы управления огнем танка «Тип 69 II», исходила из необходимости поражения типовой цели танковой пушкой в диапазоне 6 секунд. Скажем для сведения, то лазерный дальномер, установленный на китайском танке «Тип 69» был полностью идентичен советскому дальномеру, установленному на танках Т – 62 и позволял с точностью до 10 метров измерять дальность до противника на расстоянии от 300 метров, до 3 километров. Прибор ночного наблюдения наводчика имел однократное увеличение и дальность видения на 60 метров, командирский прибор в ночное время давал 8 – кратное увеличение и имел дальность определения целей в 350 метров. Естественно, при включении инфракрасной подсветки дальность видения существенно увеличивалась.


Средний Танк Type 69 (WZ-121)

Танк «Тип 69» оснащался радиостанцией «889», затем более качественной по характеристикам «892», на командирских танках устанавливались 2 радиостанции. На танках устанавливались полуавтоматическое ППО, термодымовая аппаратура, борта защищались противокумулятивными откидными экранами, турель зенитного пулемета на части танков защищалась бронещитом. Для большей скрытности передвижения и малозаметности в инфракрасном диапазоне, китайскими специалистами была разработана специальная камуфляжная краска.

Сравнительно высокие боевые и технических характеристики танка, привели к созданию множества его модификаций, « Тип 69 – IIВ/С» (командирская модификация), «Тип 69 –III, WZ – 121D», известный как «Тип 79», «Тип 69 II G», (экспортный танк с усиленной защитой), на его основе в КНР были созданы многочисленные варианты боевой техники, например, самоходные зенитные орудия, инженерные бронированные машины и мостоукладчики.

«Тип 69» WZ 121 закупался многими странами мира, большое количество единиц было приобретено Ираном, Бангладеш, Пакистаном, Таиландом.

Китайский танк 113 относится к классу тяжелых танков, превосходящих средние танки по своей боевой массе, мощности вооружений и степени высокой защищенности. После 2й мировой войны, например, к тяжелым танкам относились танки с массой свыше 40 тонн. После создания основного боевого танка в 1960 е года, разработка и выпуск этой классификации танков прекратились.

Аналогами китайского тяжелого танка 113 считаются советские танки ИС – 4, ИС – 7, однако справедливее будет считать его аналогом танк ИС – 2, именно он был основным тяжелым танком на вооружении Красной Армии до 1960 х годов. В начале 1950 х годов несколько экземпляров танка были переданы Китаю в знак дружбы и военного сотрудничества.

Китайский танк 113 универсален, действовать как с задачами прикрытия целей и действия в группе, так и автономно. Это достигается за счет отличных ходовых качеств, высокой маневренности, редких для класса тяжелых танков. Его шоссейная скорость составляет 45 – 50 км/ час, его низкий силуэт, прагматичные углы бронирования и высокая подвижность делают его малоуязвимым для противника.

Предельная полная масса танка 113 составляет 48 тонн, дизельный двигатель V – 2 – 54SC выдает мощность в 750 лошадиных сил, скорость поворота танка 38 градусов/секунду.

Броневая защита башни достигает 240 мм, кормы башни 80 мм. Корпус танка хорошо защищен, толщина брони в лобовой части равняется 120 мм, в кормовой части 70 мм.

На вооружении тяжелого танка 113 состоит нарезная 122 мм пушка, с боекомплектом в 34 выстрелов и скорострельностью 5 выстрелов в минуту.

Установленная на танке радиостанция А – 220 В обеспечивает дальность связи на расстоянии до 750 км.

Экипаж составляют 4 человека, это командир танка, механик – водитель, наводчик и заряжающий.

Если говорить об особенностях танка 113 то, прежде всего, это высокая скорость, маневренность, характерные для среднего, а не тяжелого танка. Далее, это степень защищенности, помимо высокой броневой защиты, силуэт и рассчитанность углов дают высокий процент рикошета попадающих в него снарядов, и обеспечивают большую неуязвимость танка.

Танк имеет невысокий профиль, но при этом танк по количественным параметрам длиннее боевых машин аналогичного класса, это одно из его слабых мест. Существенными деталями являются возможность доработки танка стабилизатором вертикальной наводки, улучшенной вентиляцией, усиленными торсионами, просветленной оптикой, маскировочной сетью, и другими средствами модернизации боевой машины.

Современная танкостроительная отрасль КНР в состоянии разрабатывать и выпускать танки, отвечающие высшим мировым критериям, и составляющие достойную конкуренцию самым лучшим образцам мирового танкостроения.

Таким танком, например, стал танк «Тип 99» ZTZ 99, прошедший официальную сертификацию и представляющий собой боевую машину третьего поколения. Этот танк ознаменовал собой прорыв в развитии танкостроения Китая и вывел страну на уровень государств, — ведущих производителей современной бронетехники.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector