Танки Германии во Второй Мировой

Рассмотрим некоторые танки Германии во Второй Мировой Войне. Обзор

Шестидесятилетние, точнее, родившиеся в 1945-м, не будут долго раздумывать, отвечая на вопрос, что они знают о тиграх и пантерах? Наверняка скажут — немецкие танки времен Великой Отечественной. Их дети, они же внуки 85-летних солдат той войны, смотревших в «глаза» этому «зверью», а потому навечно запомнивших только одно их определение, так вот, юные, пожалуй, и с третьей попытки не дадут этот вариант ответа. Юному поколению действительно трудно представить, как на широком поле во встречном бою сошлись танковые дивизии СС и 5-я гвардейская танковая армия Ротмистрова. 12 июля 1943 года под Прохоровкой с обеих сторон в самом знаменитом танковом сражении второй мировой приняло участие более 1200 машин, 700 с лишнем немецкие. Говоря языком военных, глубина танковых порядков доходила до 4 километров. Пехоте там не было места. Противотанковая артиллерия почти бездействовала — машины перемешались. Лишь горящие истребители, непрерывно дравшиеся над полем сражения, падали — на горящие танки. На месте боя осталось свыше 400 немецких танков. «Пантер» уцелело несколько штук. И это после того, как Гитлер, отложив на несколько недель начало операции «Цитадель», специально дожидался «тигров» и «пантер», а когда они прибыли, накануне Курской битвы, провозгласил: «Мои солдаты! Наконец вы имеете лучшие танки, чем они!» Потери тяжелой техники на Курской дуге Германия так и не возместила.


Тяжелый танк Tiger I

Разработке тяжелых танков руководство вермахта придавало второстепенное значение. Господствовало мнение немецкого генералитета: молниеносная война выигрывается тем оружием, которым начата. Накануне нападения на СССР у ее границ было сосредоточено 3712 немецких танков, уже бравших с ходу страны Европы. Казалось, что еще надо? Правда, в конце мая 1941 года Гитлер потребовал от фирмы «Хеншель» и от знаменитого Фернанда Порше разработать хотя бы по одной независимой модели с боевой массой приблизительно 40 т. Но полным ходом работы пошли после начала войны с СССР, когда неожиданно для немцев они столкнулись с машинами, отличавшимися превосходными боевыми характеристиками. Танки Т-34 и KB застали бронетанковые войска вермахта врасплох. После сражений под Москвой и Орлом, — по сути, начало войны, — генерал Гудериан сделал убийственный вывод: качественное превосходство в танках перешло к советским войскам. Немецкое командование буквально запретило своим танкистам вступать в бой с Т-34 и КВ. С этого момента начался невиданный поединок конструкторских идей, приемлемых технологий, качества металла, производственных и человеческих возможностей. Уже в апреле 1942 года, в день рождения Гитлера, прототипы Порше и «Хеншель» были представлены.

Машина дипломированного инженера, доктора технических наук Эрвина Адерса, руководившего разработкой на фирме «Хеншель», выглядела консервативно и, несмотря на недостатки, была признана годной для использования, но с последующей доработкой. Однако Гитлер приказал еще «сырую» машину запустить в серийное производство. С августа и до конца 1942 года на фронт пришли 83 первые машины под названием «Тигр-1». Танк имел корпус с ненаклонными носовыми и бортовыми листами. Масса машины составляла 56–62 т, длина — 6,2 м. Бензиновый двигатель мощностью 655 л.с. на ровном месте развивал скорость 37 км/ч. Лобовая броня имела толщину 110 мм, в отдельных модификациях — 130 мм. Танк вооружали длинноствольной 88-мм пушкой, созданной на базе зенитного орудия. В сентябрьских боях под Ленинградом все участвовавшие в них «тигры» были потеряны. И вообще, на советско-германском фронте надежды, возлагаемые на машины, катастрофически испарились. Увы, хоть и толстой была броня, но некачественной, — снаряд 65-мм пушки пробивал ее навылет.


Тяжелый танк Tiger II

А что же обласканный Гитлером великий Порше? Конечно, как всегда, он подготовил блистательные новинки. Чего стоили в его модели стоящие параллельно друг за другом два дизельных двигателя с воздушным охлаждением собственной конструкции с V-образным расположением десяти цилиндров. Мощность каждого — 300 л.с. (KB — 550 л.с, Т-34–500 л.с). Все идеи Порше хоть и были прогрессивными, но настолько сложными в исполнении, что в военное время реализовать их оказалось невозможно. Все, что вытянула промышленность Германии – это две его так и не завершенные машины. Ища выход из положения, изменив первоначальные планы, он буквально из того, что было, собрал 90 машин. На имевшиеся шасси установил хорошо зарекомендовавшие карбюраторные двигатели фирмы «Майбах», оснастив машины 88-мм противотанковой пушкой. Таким образом, возник танк-истребитель «Элефант» («Слон»), но столь драматическую конструкцию Порше в узких кругах называли –«Фердинанд». Их век на русском и итальянском фронтах тоже оказался коротким.

Средний танк Panther

«Тигр» был тяжелым танком, а значит, дорогостоящим. После внесенных по приказу Гитлера изменений он весил почти 60 т. А русский T-34 не давал покоя. В ноябре 1941 года на MAN и «Даймлер-Бенц» поступил заказ на проведение разработок по строительству 35-тонного танка, приближенного к русскому. В мае 1942-го Гитлер остановился на более простой для производства модели MAN, в конце года серия которых уже была выпущена. Это были «Пантеры». Это их ждал Гитлер под Курском, это из-за них он откладывал операцию «Цитадель» в 1943-м. И все-таки у промышленности не хватило времени, чтобы передать в войска высококачественный продукт. Уже первая серия машин выявила неисправности системы охлаждения, из-за чего загорался двигатель, постоянными были поломки ходовой части и коробки передач. Гитлер требовал вносить конструктивные изменения, в результате машина потяжелела на 10 т. В окончательном виде ее собирали на фирмах MAN, MNH, «Даймлер-Бенц», «Хеншель» вплоть до окончания войны. Рекорд сборки достигнут в июле 1944 г. — 380 машин. Средний танк «Пантера» массой 42 — 45,5 т и длиной 8,65 м имел усовершенствованную 75-мм пушку. На ровной дороге 700-сильный двигатель разгонял машину до 54 км/ч. По оценке специалиста истории военной техники Вернера Освальда, этот тип машин был лучшим немецким танком, превосходящим по своим техническим и боевым характеристикам T-34. Советские военные тоже высоко оценили именно «Пантеру». Проблема немцев заключалась в том, что этих машин было мало.

Чтобы упростить производство, к началу 1943 года военное ведомство предложило всем производителям унифицировать «тигры» и «пантеры». Вследствие чего родился новый — «Королевский Тигр» («Тигр-II»). Он был особенно популярен в немецких войсках. Новая современная модель, более удачная по форме, имела лучшую бронезащиту. Бронепробиваемость снарядов пушки 43 L/71 явилась наивысшей среди тогдашних орудий. Но возможности машины все же переоценивались: и пушка постоянно требовала наладки, и тесней стало внутри, а значит, вместо 92 снарядов в «Королевском» умещалось 84, а с башней Порше — всего 78. Машина была тяжелей предшественника и сильней по боевой мощи.


ПТ-САУ Jagdpanther

В 1944 г. на базе «Королевского Тигра» построен самый большой и тяжелый, хорошо вооруженный «Тигр-истребитель». Оснащался пушкой калибра 128 мм. Вернер Освальд утверждает, что не было такого танка противника, который мог бы устоять перед «истребителем». К концу войны, когда на арену боевых действий с обеих сторон вышли самоходные артиллерийские установки (САУ), появился «Штурмовой Тигр» — тяжелая бронированная машина с ракетной установкой калибра 380 мм. Фирма «Алькетт» выпустила 18 таких машин.

А вот реконструкцию «Пантеры» фирма MAN, по сути, саботировала, она тянула ее на сколько можно дольше, получилось — до конца войны. Зачем хорошо проработанный тип танка, пользовавшийся повышенным спросом, подвергать сомнительной переделке, рассуждали «мановцы». Производственники резонно указывали, что унифицировать модели надо было в начале 1942-го, когда на вооружение было принято три подобных танка: «Тигр» «Хеншеля», «Тигр» Порше, «Пантера» MANa. По данным советских историков, военной техники на вооружение в Германских войсках было около 230 образцов танков и самоходных орудий. К наиболее удачным образцам вооружения советские специалисты относят «Пантеру» с 75-мм танковой пушкой со скоростью снаряда 1200 м/с. Что касается САУ, то отличалась «Ягд-Пантера»: при массе 46 т. имела броню 80 мм, рациональный наклон броневых листов корпуса, мощный двигатель, развивающий скорость до 45 км/ч. Вооружалась машина 88-мм пушкой с очень высокой начальной скоростью снаряда. Уменьшение толщины брони произошло потому, что артиллерия стала применять кумулятивные снаряды, пробивавшие броню до 300–400 мм. Поэтому для САУ на первое место вышла скорость, т.е. подвижность машины.

Немецкие военные историки утверждают что количество «Тигров» и «Пантер» было несравненно меньше советской танковой техники. А наши специалисты подтверждают этот факт такими цифрами; 102 500 танков и самоходных орудий дали фронту советские танкостроители, и это почти в два раза превысило объем выпуска бронетанковой техники в фашистской Германии.

Всего на полях сражений второй мировой действовало более 250 тыс. танков и САУ. Во многом именно они решили судьбы сражений и государств.

Раздел сайта: Лучшие Танки Мира

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector