Танки Большой Мощности СССР — Объект 701

tanki_bolshoy_moshnosti_13-4627977
Танки Большой Мощности СССР — Объект 701

Осенью 1943 года руководство ГБТУ и НКТП интенсивно занималось изучением боевого применения танков во время Курской битвы. Итогом этого процесса стало появление тактико-технических требований к «танко-самоходу прорыва большой мощности». В начале декабря 1943 года эти тех- требования были доведены до руководства ЧК3 и У3ТМ. Челябинцам предстояло на их основе разработать танк, а уралмашевцам — тяжелую САУ на его базе.

Согласно техническому заданию, перспективный тяжелый танк должен был иметь массу 55 т, переднее расположение трансмиссии и дизель мощностью 800 — 1000 л.с. в качестве силовой установки. Толщина лобовой брони корпуса должна была составлять 200 мм, бортов — 160 , кормы — 120 мм. Башню предполагалось защитить 160-мм броней. Основное вооружение — 122-мм пушка или 152мм пушка-гаубица. Максимальная скорость — не менее 35 км/ч. Экипаж — 5 человек.


Эскизный проект тяжелого танка, предложенный Н. Ф. Шашмуриным

Предполагалось, что запаса топлива танку должно было хватать на 10 ч. движения. Особо оговаривалось, что топливные баки должны располагаться вне боевого отделения, в нижней части корпуса танка изолировано от двигателя. Требование это, по-видимому, появилось не случайно, учитывая патологическое стремление отечественных конструкторов разместить баки именно в боевом отделении. Нетипичным для советского танкостроения было и размещение членов экипажа в башне — наводчик и командир справа от пушки, два заряжающих — слева. Что касается САУ, то ее характеристики в части бронезащиты, силовой установки, трансмиссии, ходовой части и т.д . были в целом идентичны танковым. Боевое отделение планировалось разместить в кормовой части корпуса. Тактико-техническими требованиями предусматривалась разработка вариантов танка и САУ с электромеханической трансмиссией.

Даже беглого взгляда на ТТТ (тактико-технические требования) достаточно, чтобы понять, что советским танкостроителям предстояло создать «русский Тигр» и «русский Фердинанд». То есть речь шла о новом направлении тяжелого танкостроения. Получается, что военных не устраивал, или не вполне устраивал, тяжелый танк в массе и габаритах среднего — ИС.


Модель тяжелого танка «К»

Весной 1944 года на основе полученных донесений о боевом применении первых танков ИС-85 тактико-технические требования были уточнены. Впрочем, уточнения свелись к общим требованиям к броневой защите: лобовая часть корпуса и башни и бортовая броня подбашенной коробки не должны были пробиваться снарядами пушек танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд» со всех дистанций. А борт башни и нижняя часть борта корпуса — с дистанции 500 м.


Опытный танк объект 701-1

В соответствии с этими ТТТ было разработано несколько эскизных проектов нового тяжелого танка. В связи с этим следует отметить проект под условным наименованием ИС-2М, разработанный под руководством Н.Ф.Шашмурина весной 1994 года. Компоновочная схема этой машины была необычной. Боевое отделение, башня и трансмиссия располагались в кормовой части танка, моторное отделение — в средней, а отделение управления — в передней. В ходовой части использовались опорные катки большого диаметра без поддерживающих роликов. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии осуществлялась с помощью карданного вала, проходившего под полом боевого отделения. Расположение башни в кормовой части корпуса исключало возможность утыкания длинноствольной пушки в грунт и облегчало маневрирование танка в узких проходах. Так как в начале лета 1944 года в КБ завода №100 развернулось проектирование двyx вариантов тяжелого танка ИС-6 (объекты 252 и 253), работу над ИС-2М прекратили.

Разработчиком всех советских тяжелых танков, начиная с КВ, являлось СКБ-2, а затем созданный на его основе Опытный завод N2100. Судя по всему, такое положение не устраивало КБ Челябинского Кировского завода, в функции которого входило лишь сопровождение серийного производства. Летом 1943 года КБ ЧКЗ поставило перед собой сверхамбициозную задачу — разработать новый тяжелый танк, который превосходил бы по своим характеристикам все отечественные и иностранные тяжелые танки. Инициаторами создания новой машины были руководители ЧКЗ: директор И.М.Зальцман, главный инженер С.Н.Махонин и главный конструктор Н.Л.Духов. Следует отметить, что работа эта велась с известной долей конспирации. О ней до времени не были информированы ни Нарком танковой промышленности В.А.Малышев, ни первый секретарь Челябинского обкома ВКП(б) Н.С.Патоличев. Проектирование финансировалось из заводского бюджета К этой работе были привлечены преподаватели и студенты МВТУ им. Баумана и дипломники ВАММ им. Сталина.


Опытный танк объект 701-2 на ходовых испытаниях

Проект танка под условным индексом «К» был готов весной 1944 года Рассматривавшая его комиссия Технического управления ГБТУ пришла к выводу:

«По своим (боевым качествам, вооружению, бронированию, узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии, механизмам управления танком и огнем танк конструкции Кировского завода безусловно заслуживает того, чтобы в кратчайший срок дать разрешение Кировскому заводу на изготовление двух опытных образцов… Есть все основания получить отвечающий современным требованиям боя лучший в миро тяжелым танк». Постановлением ГКО от 8 апреля 1944 года заводу был выдан заказ №701. предусматривавший изготовление двух опытных образцов и одного бронекорпуса и их испытания. Первый образец получил обозначение в соответствии с номером заказа — объект 701.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector