Танк Pz.Kpfw.747 T-34(r) | Танк СССР Т-34 на Службе у Вермахта | Немецкий Средний Танк Pz.Kpfw.747 T-34(r) | Средний Танк Германии

  • «Лучший танк в мире» — генерал-фельмаршал фон Клейст, командующий 1-ой Танковой группы.
  • «Очень впечатляюще» — генерал-полковник Гудериан, командующий 2-ой Танковой группы.
  • «Нам было нечего противопоставить этому танку» — генерал-майор фон Меллентин.
  • «Танк Т-34 вверг германскую пехоту в полное уныние» — генерал пехоты Блюмментритт.

«Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами Рейха и неоднократно доказавшими свое преимущество» — письмо генерал-полковника Гудериана от 21 октября 1941 г, зачитанное на совещании руководства танковых войск в ставке Гитлера.


Средний Танк Pz.Kpfw.747 T-34(r)

История Создания Танка Т-34

13 октября 1937 года Главное управление Наркомата оборонной промышленности СССР выдало Харьковскому паровозостроительному заводу (завод № 183) тактико-технические требования на разработку нового колесно-гусеничного танка БТ-20. Заводская рабочая группа, выделенная в отдельное конструкторское бюро, возглавлялась Кошкиным М.И, Морозовым А.А и Кучеренко Н.А.

К весне 1938 года был закончен эскизный проект танка, получившего внутризаводское обозначение А-20. Параллельно в инициативном порядке был разработан проект танка А-32, основным отличие которого стало отсутствие привода колесного хода и 76,2-мм орудие против 45-мм на А-20.

4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены обе машины. В августе на заседании Главного военного совета проекты были одобрены и в первой половине 1939 года выполнены в металле. Совместные испытания обоих прототипов проводились в июле — августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик.

По результатам испытаний был сделан вывод, что гусеничный танк А-32 не уступает своему оппоненту колесно-гусеничному А-20 в подвижности и имеет больший ресурс по модернизации. Было рекомендовано разработать на базе А-32 новый прототип (внутризаводское обозначение А-34) с усиленным бронированием (А-20 — 25 мм, А-32 — 30 мм, А-34 — 45 мм).

19 декабря 1939 года новый танк был принят на вооружение РККА под обозначением Т-34. В январе 1940 года Харьковским заводом был изготовлен первый прототип Т-34, второй — в феврале. В этом же месяце начались заводские испытания прототипов, а 12 марта оба танка были отправлены в Москву. 17 марта на Ивановской площади Т-34 были представлены Сталину. После показа танки ушли своим ходом по маршруту Минск-Киев-Харьков. Один из прототипов вел лично Кошкин М.И. Первые серийные машины сошли с конвейра Харьковского завода в сентябре 1940 года.

На момент своего принятия на вооружение Т-34 был одним из лучших танков своего времени. Длинноствольная 76,2-мм пушка и противоснарядное бронирование сочетались с высокой подвижностью (скорость — поворотливость — проходимость) и низким силуэтом. Вместе с тем, как и любой новый образец бронетанковой техники, Т-34 обладал серьезными недостатками. Ахиллесовой пятой танка стала низкая надежность трансмиссии (фрикционов, коробки передач), тесная башня, рассчитанная на 45-мм пушку, и неудачные приборы наблюдения. Командир танка выполнял обязанности наводчика, отвлекаясь от руководства боем.

Отмечу также, что Т-34 был принят на вооружение в нормальной рабочей обстановке, после широких испытаний обоих прототипов (А-20 и А-32). Драматический угон танка с полигона Кошкиным для показа Сталину можно оставить на совести мемуаристов. Но и пресловутые «колебания Наркомата обороны» в отношении танка являлись вполне объективными (Т-34 сравнили с купленным Т-3G), т.к. первые серийные танки, помимо указанных выше недостатков, обладали еще и плохим качеством изготовления и сборки. Основные конструктивные недоработки танка были устранены уже в ходе войны.

На 22 июня 1941 года в мехкорпусах западных приграничных округов находилось около 970 танков Т-34 обр. 40 и 41 гг. К 9 июля почти все тридцатьчетверки были безвозвратно потеряны, около 30% машин было брошено неповрежденными с пустыми баками, с незначительными повреждениями или застрявшими на местности.

В отсутствии артиллерийской поддержки противоснарядное бронирование в какой-то степени помогало Т-34, но и немцы вполне успешно выбивали Т-34 и КВ огнем зениток, гаубичных орудий и, с близкой дистанции, своими танками и ПТО.

Легендарный шок немцы испытали только 11 октября 1941 г, когда тридцатьчетверки Катукова навалились на походную колонну 4-ой панцердивизии 2-ой ТГр, подъезжавшую ко Мценску без разведки и охранения.

Разумеется, немцы отметили положительные стороны Т-34, но как-то обошлись без вывода о «русском неуязвимом чудо-оружии».

Осенью 1943 года Т-34 прошел значительную модернизацию: в увеличенный башенный погон была установлена трехместная башня с 85-мм орудием. Этим было достигнуто полное разделение функций экипажа и вывело Т-34 по бронебойности орудия на один уровень с Pz.Kpfw.IV c «длинной рукой». Первые Т-34/85 поступили на фронт в феврале 1944 г, а в уже значительных количествах (400 из 811 Т-34) использовались в ходе наступления в Белоруссии (операция «Багратион», 22 июня — 29 августа 1944 г).


Средний Танк Pz.Kpfw.747 T-34(r)

Применение Танка Pz.Kpfw.747 T-34(r) в Вермахте

В 1941-1943 годах германская армия захватила значительное количество Т-34/76.

Согласно принятой в Вермахте нумерации трофейной техники тридцатьчетверка получила обозначение Pz.Kpfw.747 T-34(r). Модификации разных годов в немецкой официальной документации несли следующие обозначения: A (1940 г.), B (1941 г.), C (1942 г.), D / E / F (1943 г.). T-34(r) Ausf D (фактически Т-34 обр. 42 г.) получил прозвище «Микки-Маус», два круглых посадочных люках в башне в открытом состоянии вызывали такую ассоциацию.

Летом 1941-го года первые трофейные Т-34(r) поступили в 1-ую, 8-ую и 11-ую танковые дивизии. Но в тд не решились использовать их в первой линии — наводчики орудий руководствовались прежде всего силуэтом танка, а не опознавательными знаками, что могло привести к обстрелу Т-34(r) своей же артиллерией или танками.

В дальнейшем, чтобы избежать подобных случаев, на борта и крышку моторного отсека корпуса, стенки и крышу башни наносились крупные опознавательные знаки или свастика. Также частой практикой было использование Т-34(r) в боевых порядках пехотных подразделений, что исключало риск обстрела танка собственной артиллерией.

В общей сложности около 300 Т-34/76 использовалось в Вермахте и войсках СС, как в боевых, так и в оккупационных частях. Можно назвать: 1-ый танковый полк 1-ой танковой дивизии (на 15 октября 1941 года — 6 Т-34), 2-ую тд, 33-ий тп 9-ой тд, 7-ой тп 10-ой тд, 11-ую тд, 21-ый тп 20-ой тд, 23-ую тд.

Сформированный в мае 1942 года Pz.Abt.zBV.66, предназначавшийся для вторжения на Мальту, в состав 2-ой роты получил трофейные КВ-1, КВ-2 и Т-34. После расформирования батальона Т-34 были переданы в 1-ую лыжную егерскую дивизию (1 Ski Jager Division), сражавшуюся в составе Группы армий Центр.

Элитные танковые войска Рейха также не брезговали трофейными тридцатьчетверками. Танковый полк тд Великая Германия (Grobdeutschland) использовал T-34(r) вплоть до 1945 года.

После боев за Харьков весной 1943 года (Контрнаступление Манштейна под Харьковом) 2-ым танковым корпусом СС было захвачено около 50 Т-34 обр. 41-42 гг. 25 танков получила 2-ая тд СС Рейх (2 SS Panzer Division das Reich), 22 — 3-я тд СС Мертвая голова (3 SS Panzer Division Totenkopf).


Средний Танк Pz.Kpfw.747 T-34(r)

Летом 1943 года T-34(r) использовались в основном в подразделениях истребителей танков. В 3-ем танкоистребительном батальоне тд СС Рейх (3 Panzer Jager Abteilung) — 25 танков. Согласно отчету на 4-е июля в тд СС Рейх числилось 18 исправных T-34(r) и 9 — в ремонте, в тд СС Мертвая голова (Totenkopf) — 22-е машины.

В период Курской дуги, помимо войск СС, в 11-ом тп 6-ой тд числилось на 10 июля 4 Т-34(r), несколько танков в 128-ом танкоистребительном батальоне (128 Pz.Jg.Abt) 23-ей тд. В общей сложности по отчету ОКХ в июле 1943 года в Группе армий Центр использовалось 22-а Т-34(r), в ГрА Юг — 28.

В 23-ей танковой дивизии трофейные тридцатьчетверки использовались до конца войны, в Словакии и Восточной Пруссии, летом 1943 года несколько T-34(r) имели итальянские экипажи, в сентябре 1943 года 24 танка в составе бригады Мечислава Каминского использовались на территории Белоруссии для борьбы с партизанами. В конце 1943 года рота Т-34/76 вошла в состав РОА генерала Власова.

Некоторое количество тридцатьчетверок со значительно поврежденной ходовой частью или трансмиссией было установлено на платформах бронепоездов в качестве артиллерийских установок, например на поездах Михаэль (Michael) и Блюхер (Blucher). Часть танков со снятыми башнями использовались как артиллерийские тягачи, перевозчики аммуниции и боеприпасов или БРЭМы.

В сражениях 1944-45 годов германской армией было взято небольшое количество Т-34/85. В ходе ожесточенных боев под Варшавой 5-ой тд СС Викинг (5 SS Panzer Division Wiking) удалось захватить несколько танков и использовать их против Красной Армии. 252-ая пехотная дивизия во время боев в Восточной Пруссии захватила один Т-34/85 и взяла его на вооружение.

Весной 1945 года 5-ая гвардейская танковая бригада (18-ая армия, территория Чехословакии) отбила у немцев Т-34/85. На тот момент бригада имела на вооружении средние танки Т-34/76 обр. 43 года, легкие Т-70 и трофейные венгерские Толди. «Дважды трофей» стал первой тридцатьчетверкой с 85-мм орудием в бригаде.

Официально на декабрь 1944 года в боевых частях Вермахта использовалось 39 T-34(r), из них 29 — в 1-ой лыжной егерской дивизии, на январь 1945 — 49 T-34(r) и T-34(r)/85.

С конца 1941 года захваченные T-34 направлялись на завод в Риге для ремонта и модернизации. С 1943 года к обслуживанию T-34(r) были подключены заводы в Мариенфилде (Marienfeld, фирма Мерседес-Бенц) и Герлице (Gorlitz, фирма Вомаг). Заводы устанавливали на Т-34/76 командирскую башенку с распашными створками люка (с Pz.Kpfw.III) и немецкое радиооборудование.

После повторного захвата Харькова в 1943 г, Харьковский тракторный завод поступил в распоряжение ремонтного подразделения Panzer-Werkstaff SS и ремонтировал трофейные тридцатьчетверки и КВ вплоть до вступления в город русских в августе 1943 года.

В 1941 году T-34(r) использовались в родной темно-зеленой окраске и получали только немецкие опознавательные знаки увеличенного размера. Позднее танки стали перекрашивать в стандартный темно-серый цвет Panzer Gray, а с 1943 года — в грязно-желтый Dunkel Gelb. Тридцатьчетверки, использовавшиеся для охраны аэродромов, окрашивались в стандартный Luftwaffe Gray. Зимой на T-34(r) наносилась белая клеевая краска.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector