Танк Leopard I — история создания и устройство танка Леопард 1

Предлагаю почитать краткую историю создания танка Kampfpanzer «Leopard 1» — основного боевого танка ФРГ, а затем устройство танка и его основные ТТХ.

История создания танка «Леопард 1» начинается в 1957 году. После окончания Второй Мировой войны, во вновь образованной армии Германии, на вооружении стояли лишь американские танки М47 «Паттон» и его модификации. Долго это продолжаться не могло, так как затраты на поддержание старой техники возрастали.

23 ноября 1956 года был поднят вопрос о создании собственного танка. Уже в июне 1957 года, Германия и Франция (в 1958 году присоединилась и Италия) подписали военное соглашение о совместной разработке нового танка. Разработку танка планировалось вести силами ФРГ, Франции и Италии в рамках программы создания «единого европейского танка».

Проектирование нового танка «Леопард 1» и основную ответственность за разработку несла фирма Porshe, принимавшая участие в создании тяжелого танка «Tiger» и ПТ-САУ «Ferdinand».

Но различие в производственной базе танкостроения не позволило адекватно вести разработку, и было принято решение вести параллельную работу над двумя танками – «Леопард 1» в Германии и «АМХ-30» во Франции.


Leopard-Panzer Prototyp Daimler-Benz Deutschland 1959/60.

Главными требованиями к новому танку были:

  • Хорошая мобильность.
  • Высокие показатели проходимости (преодоление бродов и противотанковых заграждений).
  • Быстрое ускорение.
  • Общий вес до 30 тонн.
  • Удельное давление на грунт 0,84 кг/см2.
  • Удельная мощность 30 л.с./т.
  • Запас хода 350 км.
  • Кроме этого, машина должна была иметь хорошую подвеску (гидравлическую или торсионную) и пожаростойкий дизельный двигатель. В общем, задачка не из легких.

Вскоре создали три конструкторских группы («A», «В» и «С») по созданию прототипов и одну для создания башни танка. Первый проект был завершен 5 июня 1959 года, не долго думая, начали создание двух первых опытных образцов.

В январе 1961 года были готовы два прототипа А1 (Prot.B) и А2 (Prot.A) и после испытаний были заказаны 8 машин А2. Танк получил классическую компоновку с расположением водителя в передней, боевого отделения в средней и моторно-трансмиссионого отделения в задней части корпуса.


Прототипы групп «A» и «B» танка Leopard I.

Опытный образец от группы «A»

Группа «A», можно с уверенностью назвать группой Порше. Данный образец оснащался торсионной подвеской, имел по семь двойных катков с каждой стороны и весил около 33 тонн. Танку дали индекс Porsche Type 723 (В фирме Порше имели свою собственную систему наименования опытных образцов).

Пятиступенчатая короба передач и двигатель Daimler-Benz 837, разгоняли танк до 65 км/ч. В середине 1960 годов начали работать над двумя прототипами.

  1. А1 — с башней для 90-мм орудия.
  2. А2 — с башней для 105-мм орудия.


Прототип A1 танка Leopard.
Прототип A2 танка Leopard.

Другое название этого танка — Prototype der Arbeitsgruppe A.

Опытный образец от группы «B»

Два данных образца создавались под 105-мм пушку, а отличались они подвесками:

  1. B1 — оснащался гидропневматической подвеской.
  2. В2 — с подвеской Dubonet.


Прототип B1 танка Leopard.
Прототип B2 танка Leopard.

Обе машины были практически идентичны, с шестью катками с двух сторон и 8-ступенчатой планетарной коробкой передач.

Опытный образец от группы «С»

Вот мы подошли и к концепции от группы «С». Её можно назвать футуристической для того времени.

Пять пар колес с пневматическими шинами, гидро-пневматическая подвеска с изменяемым клиренсом, четыре 6-цилиндровых двигателя с водяным охлаждением и суммарной мощностью 1500 л.с.

И это не все нововведения, которые собирались добавить в данный аппарат. Новизну и смелость, которую проявили конструкторы при создании данного проекта можно увидеть, разглядев чертеж танка.


Чертеж прототипа танка Leopard группы C. | Увеличение по клику

Машина так и не появилась на свет, введу того, что большинство агрегатов и новинок не были проверенны на техническую зрелость. По-просту, проект был слишком рискованным и Федеральное министерство обороны отклонила его.

Испытания

Совместные испытания первых прототипов должны были начаться еще в апреле 1962 года. Однако, ждали прототипы от французов (их разработки тоже финансировались из Германии), которые были готовы лишь к концу 1963 года.

Французские прототипы имели тоже по пять пар катков с каждой стороны, но сама ходовая была уже, длиннее и легче. Они оснащались 12-цилиндровым четырехтактным бензиновым двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач, что позволяло разогнать машину до 65 км/ч.

Для танка выбрали французское 105 мм орудие.

Прототип 2

В начале 1960 года приступили к разработке второго прототипа. Jung — Jungenthal и Atlas — MAK получили заказ на две группы вторых прототипов, по 9 машин в группе. Еще восемь машин должны были сделать в Luther & Jordan Werke. Все 26 машин получили индекс Porsche тип «773″.

Новое бронирование (толщина лобового увеличилась с 50 мм до 70 мм) увеличело общий вес машины до 39 тонн. Несмотря на это, новый двигатель Daimler-Benz MB 838 Ca 500, с его 830-ю лошадиными силами, разгоняли аппарат до 73 км/ч.

Второго января 1962 года начались испытания 28 опытных танков (26 от группы А и 2 от группы В). Осенью были закуплены 1500 орудий L7A1 для танков, это послужило хорошим толчком для стандартизации танка в НАТО. Но, чтобы поставить новую пушку в башню, её пришлось немного изменить, в последствии чего был изменен и индекс орудия на L7A3.

Полевые испытания и тестирования танка были закончены 4 января 1963 года и уже 11 июля танк впервые представили публике.

Нулевая серия (серия-0)

Летом 1963 года, во время испытания второго прототипа были созданы 50 танков пред-серии, под названием «нулевая серия». Разработка её была начата еще в 1961 году. Машины получили индекс Porsche тип «814″.


Танк Leopard I «0 serie» — Porsche 814.

Данные машины сравнили с французскими танками AMX 30. Леопарды показали себя очень хорошо. Не смотря на то, что танк весил на 18% тяжелее французского (40 тонн против 34), он был на 10% быстрее и имел лучший разгон.

Разработка французского танка AMX 30 основывалась на единых с Германией и Италией тактико-технических требованиях. После разрыва договоренности между ними, Франция одна продолжила создание данного танка.


Французский танк AMX 30.

Серийное производство танка Leopard I


Основной танк Leopard 1.

Официально танк Леопард был запущен в производство 1 октября 1963 года . Первоначально, был дан заказ на 1500 машин. Первая серия покинула конвейер 9 сентября 1965 года и, в 1966 году, поступила в батальоны первого армейского корпуса бундесвера.


Чертеж основного танка Leopard I. | Увеличение по клику

Бронирование

«Леопард 1» разрабатывался как мобильный танк с большой огневой мощью и в следствии посредственным бронированием. Танк имеет сварной, из катаных броневых листов корпус Т-образного сечения. Лобовые листы корпуса толщиной 70 мм расположены под углом 60 градусов. Бортовая и кормовая броня корпуса варьировалась всего от 45 мм до 30 мм.

Борта защищены секционными противокумулятивными экранами из обрезиненных стальных листов толщиной 10 мм. Башня была литой с наклоном лобовых 52мм стенок в 65 градусов, боковых и задних стенок в 30 градусов с толщиной в 60 мм. Маска пушки имела клиновидную форму толщиной 200 мм в наибольшей части.


Чертеж бронирования танка Леопард 1. | Увеличение по клику

Вооружение

Основным вооружением танка является 105-мм нарезная пушка L7A3 L/52, выпускаемая в Германии по английской лицензии Royal Ordnance Nottingham. Боекомплект состоит из 60 унитарных выстрелов:

  1. Подкалиберные: 1478 м/с.
  2. Кумулятивные: 1173 м/с.
  3. Бронебойно-фугасные: 731 м/с.


Орудие L7A3 L/52 в разрезе.

Зарядка орудия производится вручную, техническая скорострельность орудия 10-12 выстрелов.

Углы вертикальной наводки от -9° до +20°, в задней части корпуса УВН были ограничены из-за выступающего кормового листа. Эффективная дальность стрельбы около 2 км. Бронепробиваемость подкалиберным снарядом на дальности 2 км, под углом 60 градусов составляет 50 мм, кумулятивным 190 мм. Скорость горизонтальной наводки орудия 24°/с.

Ходовая

Танк оснащен многотопливным десятицилиндровым двигателем жидкостного охлаждения MB 838 CaM-500 в 830 лошадиных сил, весом 4.600 кг. Топливные баки общей емкостью 985 литров находятся в моторном отделении. Расход топлива 165 литров на 100 километров. Максимальная скорость 64 км/ч.


Двигатель танка Leopard I.

Ходовая часть семиопорная (на борт) с задними ведущими колесами. Опорные катки – двускатные, обрезиненные; диски катков съемные, изготовлены из алюминиевого сплава. Подвеска ходовой части торсионная имеет большой динамический ход катка, с телескопическими гидроамортизатарами на 1,2,3,6 и 7 узлах. На всех узлах подвески установлены пружинные подрессорники. Гусеницы имеют обрезиненную дорожку. Ресурс ходовой части 5-8 тыс.км.


Ходовая танка Leopard I.

Устройство танка



Разрез танка Leopard I. | Увеличение по клику
Боеукладка танка Leopard I.
Устройство танка Leopard I.

Обозначения на схеме:

  1. Башня.
  2. Корпус.
  3. 105-мм пушка.
  4. Дальномер.
  5. Перископический панорманый прицел.
  6. Турель зенитного пулемета.
  7. Люк командира.
  8. Зеркальный перископ.
  9. Люк заряжающего.
  10. Ящик для хранения.
  11. Кормовая укладка.
  12. Дымовой гранотомет.
  13. Вентилятор.
  14. Двигатель.
  15. Вентилятор.
  16. Распределитель тормозов.
  17. Радиатор.
  18. ГМП.
  19. Глушитель.
  20. Ведущее колесо.
  21. Запасной топливный бак.
  22. Расходный топливный бак.
  23. Аккумуляторная батарея.
  24. Всасывающий вентилятор ФВУ.
  25. Главный вентилятор ФВУ.
  26. Двухходовой кран.
  27. Фильтр ФВУ.
  28. Педаль тормоза.
  29. Педаль акселлератора.
  30. Щиток приборов.
  31. Боеукладка.
  32. Баллон огнетушителя.
  33. Подогреватель.
  34. Воздушный фильтр ФВУ.
  35. Канал теплового воздуха.
  36. Воздухоочиститель двигателя.
  37. Рукоятка двигателя.
  38. Рычаг переключателя передач.
  39. Ручной тормоз.


Чертеж с габаритными размерами танка Леопард 1.

ТТХ танка Leopard I

Производитель Krauss-Maffei & Krupp
Масса, тонн 36,2
Экипаж, чел 4
Бронирование корпуса, мм. Сварная, 70 / 45 / 35
Бронирование корпуса, крыша/дно, мм. 10 / 15
Бронирование башни, мм. Литая, 52 / 60 / 50
Основное орудие Нарезное, 105-мм L7A3
Скорострельность, выстр/мин 10 — 12
Углы вертикального наведения, град. -9 … +20
Скорость горизонтального наведения, град/сек. 24
Скорость вертикального наведения, град/сек. 5
Боекомплект, шт 60
Стабилизация орудия Не используется
Атоматическое заряжание. Не используется
Двигатель MTU MB 838 Ca M-500
Тип двигателя. Многотопливный, 10-ти цилиндровый
Мощность двигателя, л.с. 830 на 2.200 оборотов/мин.
Удельная мощность двигателя, л.с./т. 20,75
Максимальная скорость, км/ч. 64 — 65
Емкость топливных баков, л. 955
Дальность хода, км 600 км, по асфальту
Дополнительное вооружение. 2х 7,62-мм пулемета с боезапасом в 5.500 шт.
Система ночного видения. Используется
Период производства, г 1965 — 1969
Количетсво выпущенных единиц 1.845
Длина, полная, м. 9,5
Длина корпуса, м. 7
Ширина, полная, м. 3,2
Высота, полная, м. 2,6
Боевой вес, т. 40
Ширина колеи, м. 4,236
Дорожный просвет, м. 0,44
Давление на грунт, кг/см2 0,86

Состав экипажа:

  1. Механик-водитель.
  2. Командир.
  3. Наводчик.
  4. Заряжающий.



Танк Леопард в музее.

Интересные факты

Вертикальная и горизонтальная стабилизация орудия устанавливалась на существующие танки Leopard 1 в качестве модификации начиная с 1971 года. Такие танки получили название Leopard 1A1.

На Leopard 1A1 устанавливалось около 760 кг дополнительной брони на маску орудия и лоб башни. Такие танки получили название Leopard 1A1A1.


Основной боевой танк Leopard 1.

Раздел сайта: Военная техника Германии

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector