Танк ИС-3М | Модернизированный Танк ИС-3 | Тяжелый Танк СССР

tank_is_3_m_10-3159566
Танк ИС-3М — Тяжелый Танк СССР

В этой статье Вы можете найти описание конструкции танка ИС-3. По логике сначала нужно было рассказать об эксплуатации танка в войсках, а уже затем перейти к процессу его модернизации. Однако, в случае с ИС-3 этот процесс начался практически одновременно с поступлением боевых машин в танковые части. Из войск пошел вал рекламаций, из-за которых эксплуатацию танков этого типа пришлось прекратить. Была создана комиссия из представителей штаба БТ и МВ и Минтрансмаша (именно в ведение этого министерства после окончания войны отошло танкостроение), плодом работы которой стала программа УКН-703. Расшифровывается это так: Устранение конструктивных недостатков на объекте 703.


Модернизированный тяжелый танк ИС-3М

В последнее время можно встретить точку зрения, что, мол, никаких конструктивных дефектов не было, а была только общая для всех боевых машин военных лет проблема низкой живучести узлов и агрегатов. Действительно, в годы войны требования по этому вопросу были явно занижены, что, в общем-то, вполне объяснимо. Жизнь танка на войне была недолгой, в Красной Армии, увы, особенно. Вопрос выработки ресурса просто не стоял. Танки горели, не успев выработать и считанных его процентов. Случались, конечно, отказы и по этой причине, но на фоне массы боевых повреждений и выхода танков из строя из-за низкого качества изготовления их было слишком мало, чтобы оказаться в центре внимания. После войны все изменилось: боевые повреждения исчезли, на первое место вышла эксплуатационная надежность. В мирное время от танка требовались годы, если не десятилетия, безупречной службы. Мириться с преждевременным выходом боевых машин из строя армия не собиралась.


Корпус модернизированного танка ИС-3М (вид сверху)

1 — средний подбашенный лист крыши; 2 — ребра жесткости ; 3 — крышка люка; 4 — передний съемный лист крыши ; 5 — крыш ка люка над двигателем; 6, 30 — продольные листы крыши; 7, 33 — пробки отверстий для заливки горючего; 8 — кронштейн крепления буксирного троса; 9 — пробка отверстия для заливки охлаждающей жидкости ; 10 — пробка отверстия для заливки масла; 11 — крышка; 12 — средний съемный лист крыши; 13 — замок; 14 — задний съемный лист крыши; 15 — бонка для крепления топливного бака; 16 — постамент для установки двигателя; 17 — кронштейн для установки водяных радиаторов; 18 — планка; 19 — кронштейн задней опоры коробки передач; 20 — угольник; 21 — кронштейн тормозного мостика; 22 — бонка; 23 — угольник; 24 — кронштейн передней опоры коробки передач; 25 — наклонный лист бортового крыла; 2 6 — кронштейн крепления бревна; 27 — боковой щиток крыла; 2 8 — отражатель; 29 — выпускной колпак; 31 — кронштейн крепления дополнительных топливных баков; 32 — горизонтальный лист бортового крыла; 34 — поперечная балка; 35 — крышка бункера; 36 — планка ограждения погона башни; 37 — сегмент

Первым «попал под раздачу» ИС-3. Почти в таком же положении находился и ИС-2, но с него, иссеченного шрамами ветерана, спрос был меньше. Новенький, с иголочки, ИС-3 психологически воспринимался в войсках как машина послевоенного времени и выход этих танков из строя вызывал возмущение. Однако, дело обстояло не только в ресурсной надежности. Если бы все было только в этом, программу назвали бы, наверное, ПЭН — «Повышение эксплуатационной надежности», или что-то вроде этого. Но ее назвали, как назвали, и не надо делать из военных идиотов. Достаточно взглянуть на перечень мероприятий, которые требовалось реализовать в первую очередь, чтобы понять, что не только в одном ресурсе дело.

  1. Увеличение ресурса двигателя дизеля до (не менее) 250 моточасов, защитить двигатель при прогибе днища от взрывов противоклиренсных фугасов;
  2. увеличение ресурса трансмиссии до 200 км межремонтного пробега;
  3. предотвращение течи масла из механизмов поворота, бортовых редукторов и опорных катков танка;
  4. улучшение вентиляции боевого отделения с возможностью продувки канала ствола после выстрела, или дополнения танка фильтровентиляционной установкой приточного типа;
  5. введение механизма облегчения заряжения орудия в движении;
  6. улучшение системы командирской наводки башни танка».


В лобовой проекции танк ИС-3М легко определить по двум фарам дневного света и ИК-осветителю ФГ-125 прибора ночного видения механика-водителя ТВН-2. Все они прикрыты сетчатыми кожухами


Размещение боекомплекта в танке ИС-3М

а — лотки бронебойных снарядов; 1 — снарядная укладка (на 23 места); 2, 7 — обоймы двухместной гильзовой укладки; 3 — вертикальная снарядная укладка бронебойного снаряда; 4 — хомутиковый замок одноместной наклонной гильзовой укладки; 5 — одноместная укладка для бронебойного снаряда; 6 — хомутиковый замок одноместной наклонной гильзовой укладки;8 — укладка магазина пулемета ДШК ; 9 — одноместная уклад ка бронебойного снаряда; 10 — одноместная снарядная укладка; 1 1 — укладка магазинов пулемета ДТМ; 12 — левая семиместная гильзовая укладка; 13 — двухместная гильзовая укладка; 14 — пятиместная гильзовая укладка; 15 — одноместная горизонтальная гильзовая укладка; 16 — одноместная укладка для бронебойного снаряда; 17 — правая семиместная гильзовая укладка; 18 — укладка магазинов пулемета ДТМ.


Модернизированный тяжелый танк ИС-3М

Достаточно немного разбираться в технике, чтобы понять, что к ресурсу имеют отношение только два первых пункта, остальные — дефекты качества и конструктивные недостатки. А вот что по этому поводу написано в книге «Без тайн и секретов», посвященной истории танкового КБ на Кировском заводе. «Из-за спешки, возникшей при проектировании ИС-3 на рубеже предпобедного 1944 и победного 1945 годов, этот танк поставили на производство, несмотря на имевшиеся технические недочеты. В результате в послевоенные годы в танковых войсках накопилось немало машин, по существу не вполне полноценных и ненадежных в эксплуатации. Очень скоро большая часть тяжелых танков ИС-3 пришла в такое состояние, что их нормальную эксплуатацию пришлось прекратить. Вслед за этим появилось решение правительства о проведении на танках ИС-3 комплекса специальных работ, направленных на устранение технических недочетов, допущенных в Челябинске. Вот э7}’- то большую трудную работу и возложили на ленинградцев».


Корма корпуса танка ИС-3М. Хорошо видны дымовые шашки БДШ-5. Выше их установлены кронштейны для крепления двух 200-литровых топливных бочек. Эти бочки к системе питания двигателя не nодключались

Что касается спешки, то в ней повинно руководство ЧКЗ во главе с Зальцманом, почти полгода игнорировавшее работу по модернизации тяжелого танка ИС-2, о чем уже писалось выше. Что же касается технических недочетов, то в постановлении ГКО N27950 от 29 марта 1945 года черным по белому было записано: «Обязать НКТП (тов. Малышева) и директора Кировского завода (тов. Зальцмана) устранить недостатки, отмеченные в отчете по испытанию танка ИС-3, до организации его серийного производства».

Итак, недостатки, подчеркнем — конструктивные недостатки, должны были быть устранены до начала серийного производства. Но испытания завершились в середине апреля, а производство фактически началось в мае, и устранить почти ничего не успели. Словом, в очередной раз всучили армии сырую, недоработанную машину, о чем можно судить по внесенным в конструкцию танка в ходе программы УКН изменениям. О размахе работ можно судить по следующим фактам. «Работа по организации ремонта многочисленного парка танков ИС-3 оказалась сложной и /кропотливой. Пришлось заново готовить документацию на разборку танков, обмер и осмотр основных узлов и деталей, снимаемых с машин, отбраковку вышедших из строя или негодных в результате конструкторских просчетов, а затем отрабатывать документацию на их восстановление или ремонт. Одновременно нужно было разработать документацию и мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных за годы эксплуатации недостатков, учесть замечания заказчика, обеспечив минимальную трудоемкость устранения конструкторских переделок.


Тяжелый танк ИС-3 одной из частей Группы советских оккупационных войск в Германии. 1947 год


Тяжелый танк ИС-4. 1947 год

Так или иначе, работа была выполнена. Ленинградские конструкторы увеличили жесткость отдельных элементов корпуса, усилили кронштейны крепления двигателя, изменили конструкцию крепления коробки передач. Это помогло устранить возникающие расцентровки двигателя и элементов трансмиссии. Была усовершенствована конструкция главного фрикциона, усилен подбашенный лист, улучшено уплотнение бортовых передач, опорных катков и многое другое. В этой кропотливой работе были задействованы практически все отделы ОКБТ. Координировал все работы добросовестный и опытный инженер-конструктор В. А. Козловский. Благодаря его усидчивости и таланту, к концу 1951 года удалось подготовить большой объем конструкторской документации и выпустить более 120 многостраничных инструкций по восстановлению основных узлов танка ИС-3. А практическое выполнение работ по ремонту и модернизации танков ИС-3 заняло танковое производство Кировского завода в течение 1952-1953 годов».

К перечисленному можно добавить замену ручного маслоподкачивающего насоса на электрический, радиостанции Ю-РК на 10-РТ и многое доугое. В частности прибор МК-4, установленный во вращающемся колпаке крышки люка командира был заменен на прибор наблюдения ТПК-1. Только после этого командир танка получил реальное преимущество перед остальными членами экипажа в наблюдении за местностью, определении дальности до цели, в целеуказании и корректировке артогня. Дело в том, что прибор ТПК-1 имел 5-кратное увеличение, а прибор МК-4 — никакого. Последнее обстоятельство не позволяло эффективно использовать преимущества системы командирского управления башней. Это, а также недостаточная надежность системы, привели к тому, что вопреки расхожему мнению она устанавливалась далеко не на всех танках ИС-3.


Тяжелый танк ИС-3М

Несмотря на значительный объем переделок и высокую стоимость работ — программа УКН для одного танка стоила 260 000 рублей — танки так и не были доведены до необходимого уровня требований эксплуатации.

В конце 1950-х годов танк подвергся дополнительной модернизации и стал именоваться ИС-3М. Целью модернизации было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация узлов и агрегатов с более современными танками.

При модернизации в конструкцию танка ИС-3 были внесены следующие изменения и дополнения:

  • увеличена жесткость корпуса путем введения планок в кормовой лист и раскосов в днище, в днище под КП вырезано отверстие и закрыто крышкой, приваренной внакладку, для увеличения зазора между КП и днищем;
  • Пулемет ДШК заменен на модернизированный ДШКМ, а пулемет ДТ — на ДТМ;
  • Уплотнен вращающийся колпак командирского люка;
  • Установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя;
  • Вместо В-11-ИС-3 установлен двигатель В-54К-ИС максимальной мощностью 520 л.с. при 2000 об./мин. Воздухоочистители типа «Мультициклон » заменены на ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли из первой ступени. В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пено- гасителем. В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом; на корме предусмотрено крепление двух 200-литровых бочек с топливом;
  • Усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, изменены сальниковые уплотнения;
  • В систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения;
  • На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска. На части танков снята система командирского управления. Контрольноизмерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими;
  • Установлены радиостанции Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120.


Тяжелый танк ИС-3М

Следует подчеркнуть, что модернизация танка ИС-3 в значительной степени повысила надежность танка. Однако век его уже был отмерен. После модернизации танки направлялись в парки, где ставились на долговременное хранение.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector