Средние Танки Т-43, Т-34-100, КВ-13 | Танк Т-43 | Танк Т-34-100 | Танк КВ-13 | Средний Танк СССР


Средние Танки Т-43, Т-34-100, КВ-13

Как правило, в конструкторских бюро после создания хорошей машины и постановки ее в производство обычно ведут работы в двух направлениях: улучшения образца текущего производства и создания новой машины, которая должна в более или менее отдаленном будущем заменить первую. Мы уже говорили, что в 1940 г. КБ ХПЗ начало работать над проектом нового танка (лучше сказать, что это был улучшенный вариант Т-34). Более того, еще до начала Великой Отечественной войны в КБ зародился проект, получивший обозначение Т-44. Предусматривалось при трех вариантах боевой массы — 36, 40 и 50 т вооружить эти танки 57, 76 или 107-мм пушками. С этим проектом был ознакомлен тогдашний нарком обороны К. Е. Ворошилов и одобрил его. Трудно сказать, было ли это первой проработкой будущего серийного танка Т-44, выпуск которого начался в конце 1944 г. Но еще в мае 1941 г. наркомат поручил ХПЗ изготовить к 15 октября два опытных образца Т-44 и испытать их в ноябре. Но с началом войны стало не до этого. К работе над Т-44 вернулись во второй половине 1942 г. Именно тогда, когда по постановлению ГКО от 5.06.1942 г. на Т-34 вводились такие усовершенствования, как командирская башенка и пятискоростная коробка передач. По-видимому было решено, что модернизацией Т-34 достигнуто все, что возможно. И вот в один из дней Верховный главнокомандующий позвонил А. А. Морозову и сказал, что теперь можно приступать к дальнейшим работам над новыми танками. И поторопил конструктора.

Тем временем в КБ происходило следующее. Когда были выполнены обязательства перед другими заводами, передана им необходимая техническая документация и когда успешно справились с задачами текущей модернизации Т-34, нашлось время и на новые разработки. Так появился Т-43 — средний танк с усиленной защитой. Проектирование его было закончено еще в июне 1942 г., но тогда заводу поручили срочно заняться улучшением основной машины. Теперь же можно было продолжить начатые работы.

В марте 1943 г. опытный образец прошел испытания. Новый танк в основном сохранил форму корпуса, двигатель, трансмиссию, ходовую часть и пушку своего предшественника. С Т-34 было унифицировано 78,5 % деталей. Основное отличие было в усилении бронирования до 75 мм в лобовых, бортовых и кормовых деталях корпуса, а башне -до 90 мм. Место механика-водителя и его люк размещались теперь справа. Лобовой пулемет отсутствовал. Экипаж танка состоял из четырех человек. Самое же главное, танк получил торсионную подвеску. Масса его возросла, что привело к снижению проходимости, запаса хода и максимальной скорости.

Мы уже говорили, что в 1942 г. появилась настоятельная необходимость вооружить наши танки более мощными пушками, и Т-43, не имевший никакого преимущества в этом плане перед Т-34, на вооружение принят не был, тем более, что освоение производства нового танка привело бы к резкому сокращению выпуска средних танков. К сказанному добавим, что некоторые работы с Т-43 продолжались еще и в 1944 году. Тогда была разработана новая башня с 85-мм пушкой (Т-43-85), что привело к дальнейшему увеличению массы и снижению маневренности танка.

В 1945 г. была предпринята неудавшаяся попытка вооружить Т-34 100-мм пушкой. Построили и испытали несколько образцов Т-34-100. В новой башне стояла пушка Д-10Т, позднее установленная на Т-54. Лобовой пулемет отсутствовал, что позволило ограничиться четырьмя членами экипажа. Стремясь не слишком увеличивать массу танка (она достигла 33 т), конструкторы пошли на некоторое уменьшение толщины брони днища и крыши корпуса и башни. Скорость составила 48 км/ч. Работа над Т-34-100 уже не имела смысла, ввиду окончания разработки нового танка Т-54.

Расскажем еще об одной попытке в самый разгар войны заменить основной танк Красной Армии. На этот раз инициатива исходила от руководства танкового КБ ЧКЗ. Известно, что детище этого КБ -тяжелый танк KB оказался недоработанным. Потребовалась срочная его модернизация с целью повысить надежность и маневренность. Результатом был облегченный вариант KB-1С. ЧКЗ же было приказано одновременно с выпуском тяжелых танков наладить выпуск Т-34. Тогда-то и родилась идея создать средний танк с параметрами тяжелого, т.е. при массе и вооружении среднего танка добиться защиты как у тяжелого. разработка этого танка под маркой KB-13 началась весной 1942 г. (ведущий конструктор Н. В. Цейц, а после его смерти летом того же года — Н. Ф. Шамшурин). Осенью 1942 г. были изготовлены три образца танка. Варианты различались вооружением (76,2-мм пушки Ф-32 или ЗИС-5, или 122-мм гаубица М-30) и ходовой частью. Машины были оснащены как и KB дизелем В-2К мощностью 600 л.с. Это позволяло при массе танка 31 т получить скорость движения до 55 км/ ч. Пять катков на борт (таких же, как и у KB) без обрезинки, торсионная подвеска и три поддерживающих ролика — такой была ходовая часть с вариациями ведущих и направляющих колес и типа гусениц от Т-34, либо КВ. Литая лобовая деталь корпуса позже была использована в тяжелом танке ИС-1. Пулемета в шаровой установке не было, стоял лишь фиксированный лобовой пулемет. Экипаж — всего три человека. Толщина брони (катанная на сварке): лоб корпуса — 120, борт — 75, корма — 65, башня — 85 мм.

Машина оказалась неудачной. Агрегаты силовой установки показали низкую надежность. Попытка снабдить армию «тяжелым» средним танком, слава Богу, не удалась. Можно лишь предполагать, каковы были бы ужасные последствия перехода в ходе войны к новому типу основного танка. Это была четвертая попытка «подкопа» под Т-34 (Т-34М, Т-50, Т-43 — другие три).

Не только исключительно технологичность, но и здравый смысл спасли тридцатьчетверку. Решение не менять тип основного танка оказалось совершенно правильным. Но модернизировать его по вооружению было совершенно необходимо и неизбежно. Конструктивный резерв это позволял.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector