Шведский Королевский Тигр | Шведский PzKpfw. VI Ausf. B Королевский Тигр | Шведский Tiger II | Тяжелый Танк Германии

Шведский PzKpfw. VI Ausf. B

В 1946 году во Францию была послана шведская делегация с целью изучения и приобретения немецких боевых машин Второй Мировой Войны. Встреча произошла в Версале, где был осмотрен военный склад с танками Panther. Многие из них считались металлоломом, а другие были проданы. Шведам предложили выбор из трёх Panther. Французы заявили, что они хотели избавиться от Panther, поэтому шведы выбрали один, который был в наилучшем состоянии. Это был PzBefWg (командирский танк), который затем был отправлен в Швецию, где его испытывали до 1961 года. Затем этот Panther отдали в танковый музей в Мюнстере (Германия), где он находится до сих пор. Одновременно с тем, как закончились испытания Panther, избранные шведские офицеры, 4 октября 1946 года, последовали за группой французов в Нормандию в поисках Panzer VI Tiger. Они миновали Нант (Nantes), Эвро (Evreux) и Лижье (Lisieur), и направились в сторону Вимонтье (Vimontiere). В том районе был найден полностью выгоревший «Королевский Тигр» (Tiger II) из состава 1-ой роты 503-го батальона тяжелых танков, но, поскольку шведам нужен был танк для стрелковых испытаний, этот Tiger II был проигнорирован. Французы пообещали продолжать поиски нужной машины безвозмездно для Швеции. К концу августа 1947 года военный атташе в Париже объявил, что найден Tiger II в хорошем состоянии (не поврежденный огнём). Он находился в Жьене (Gien), к югу от Парижа. Скандинавскому экспрессу поручили доставить найденный Tiger II в KAFT (Стокгольм). 27 ноября 1947 года «Королевский Тигр» выгрузили в порту Стокгольма. Его перевезли в полк P4 в Сковде (Skovd). Согласно записям канцелярии полка от декабря 1947, Tiger II находился именно там. Когда же, наконец, в мастерской начались восстановительные работы, в машинном отделении танка нашли яйцеобразную немецкую ручную гранату. Она не взорвалась, возможно потому, что танк покинули в спешке на поле боя. Гранату удалили и взорвали в рядом с мастерской. Двигатель заменили и Tiger II был готов к своим первым испытаниям.


Шведский Королевский Тигр

Первыми испытателями стали рабочие мастерской. Они были под большим впечатлением. Во время этих ранних испытаний была повреждена спица на ведущем колесе, потому что один из группы испытателей глубоко завяз в песке за территорией мастерской. Колесо быстро починили, но людям пришлось быть более осторожными, из-за изменения плана. Из-за этой поломки была задержана переправка Tiger II на полигон PcK недалеко от Карлсборга (Karlsborg) . Между 24 и 29 сентября 1948 года «Королевский Тигр» поездом перевезли из полка P4 в село Финнэройа (Finneroja), а затем перевезли на PcK (Карлсборг). Переход своим ходои представлялся неосуществимым из-за поломки спицы ведущего колеса. Были применены тягач и восстановительная машина. Также понадобился грузовой M26 «Dragon Wagon». 11 ноября 1948 года, перед стрелковыми испытаниями Tiger II, было решено снять 88 мм. орудие KwK43 L/71. Со временем появилась возможность приобрести 88-мм снаряды, что давало шведам возможность испытать это мощное оружие. Перевозка началась между 10 и 15 ноября 1948 года. Это была одна из самых сложных операций по перевозке крупнотоннажного груза, которая когда-либо проводилось до этого в Швеции. Только точное планирование и исполнительность ответственных за это людей, сделало возможным осуществить перевозку. Прямо на въезде на полигон PcK было решено укоротить путь проехав через лес, чем делать объезд по дороге, которая, вероятно, была бы полностью разрушена. Урон, нанесённый лесу обошёлся гораздо дешевле, чем урон, который мог бы быть причинён мощёной дороге в результате объезда. Общая сумма перевозки оценивалась в 10.000 шведских крон. Общий вес перевозящего транспорта и Tiger II составил 160 тонн. Было задействовано около 1700 л.с. мощности двигателей и израсходовано 6000 литров бензина. Полная длина колонны транспорта была равна 60 км. Она включала в себя:

  • М4 Sherman (без башни) — 1
  • M26 Dragon Wagon (только грузовик) — 1
  • Terrangdragbil (Tgb) m/46 — 1
  • 10-тонная восстановительная машина — 1
  • Автоцистерна с топливом — 1
  • Транспортёр для личного состава — 2
  • Мотоциклы — 4

В середине апреля 1949 года было принято решение о прекращении стрелковых испытаний Sherman’а и Tiger II, с использованием различных орудий и мин. В ноябре и декабре 1949 года были проведены различные испытания с использованием гранато- и миномётов. Также испробовал своё 75 мм. орудие на Sherman’е и Tiger II и новый шведский истребитель танков Pvkv m/43. Говорили, что когда испытания закончились, остатки Tiger II могли бы уместиться на заднем сидении Фольксвагена «Жук». Это частично верно, Tiger II был так обстрелян, что его уже невозможно было восстановить. Корпус был разворочен, а башню переслали на полигон в Краке (Krak), где её обстреливали во время разных тренировочных заданий. 88 мм. орудие KwK43 L/71 осталась на складе на полигоне PcK. Позже её отправили в Бофос (Bofos), где она оставалась до 1980 года. Время и полученные «раны» её не пощадили: она уже почти развалилась. Персонал Шведского Исторического Общества Вооружений (Swedish Armour Historical Society(SPHF)) сделал запрос относительно орудия. Если бы они сделали этот запрос тремя неделями раньше, то орудие вполне могло бы быть включено в экспозицию Шведского Музея Вооружений в Эксвалле (Axvall). К сожелению, орудие утрачено безвозвратно.

Шведский «Королевский Тигр»

Кристер Бадсто (Christer Baadstoe) приложил немало усилий для того чтобы выяснить, откуда же на самом деле появился этот «наш Королевский Тигр». Первые пять выпущенных Tiger II (номера шасси 280001-05) были доставлены в 316-ю танковую роту Funklenk 14 марта 1944 года. 12 июня 1944 года 1-я рота 503-го батальона тяжёлых танков получила 12 Tiger II (номера шасси 280023-35). Третья рота того же батальона получила оставшиеся 14 Tiger II 27 июля 1944 года. «Шведский» Tiger II — это ранняя модель с башней Porsche. Он имел цельнолитой орудийный ствол, бинокулярный прицел Turmzeilfernrohr 9b/1, бронированную защиту над оборудованием для преодоления бродов, необычные выхлопные трубы (вероятно они были модернизированы в полевых условиях), а опознавательный знак «S2» так и остался загадкой. Вероятно этот танк был построен в феврале 1944 года. Кристеру Бадсто (Christer Baadstoe) помогал Вольфганг Шнейдер (Wolfgang Schneider), и сейчас они на 99% уверены, что «Шведский Королевский Тигр» был танком №12 316-ой танковой роты Funklenk.

Много информации было получено от Стена Корча (Sten Korch) из SPHF, который в 1947 был лейтенантом, принимавшим активное участие в проекте. Кристер Бадсто (Christer Baadstoe) из SPHF (редактор журнала «Pansar») нашёл настоящего владельца танка. Остальные материалы были получены из шведских военных архивов в Стокгольме. Статьи о шведском «Королевском Тигре» опубликованы в шведском журнале «Pansar» (№3 за 1995 год и №2 за 1997 год). Некоторые абзацы взяты из книги Тома Йентца (Tom Jentz), Хиллари Дойль (Hilary Doyle) и Питера Сарсона (Peter Sarson) «Новый передовой тяжёлый танк №1 — «Королевский Тигр» (1942-1945)». («New Vanguard #1 King Tiger heavy tank 1942-1945», Tom Jentz, Hilary Doyle and Peter Sarson, ISBN 185532 282 X, 1993).

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector