Штурмовой танк Sturminfanterie-Geschutz 33 | САУ StulG 33 | САУ Sturmpanzer 33


Штурмовой танк Sturminfanterie-Geschutz 33. САУ StulG 33

Инициатором создания этого штурмового танка выступил доктор Фердинанд Порше, занимавший до 1944 года пост председателя «танковой комиссии» министерства вооружения и боеприпасов.

Он предложил использовать в качестве базы шасси танка Pz. III и смонтировать на нем 150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 в полностью закрытой броневой рубке. Управление вооружений отнеслось к предложению прохладно, но фирма Alkett зимой 1941/42 года взялась изготовить прототип такой САУ. Контрактом, заключенным Управлением вооружения сухопутных войск с фирмой Alkett предусматривалось изготовление в течение 1942 года опытной серии из 12 таких машин, получивших название Sturminfanterie-Geschutz 33 (StulG 33), или Sturmpanzer 33. Но производство велось медленно, во многом потому, что довольно долго новым штурмовым танкам не находилось достойного применения. Вспомнили о них только в ходе боев за Сталинград.


Самоходное орудие StulG 33, захваченное частями Красной Армии во время боев под Сталинградом. 1943 год

Гитлер лично распорядился ускорить процесс. В уличных боях самоходки, вооруженные крупнокалиберными орудиями, пришлись бы как нельзя кстати. Соответствующее распоряжение фюрера последовало в сентябре 1942 года. Первые 12 машин изготавливали на заводе Alkett в большой спешке. На все фюрер дал две недели. По этой причине новая машина выглядела довольно примитивно. При боевой массе в 21 т штурмовой танк имел полностью бронированную сварную рубку простой прямоугольной формы с 50-мм (впоследствии усиленной до 80-мм) лобовой броней. Борта рубки представляли собой бронелисты толщиной 50 мм, корма — 15 мм, а крыша выполнялась из 10-мм бронелиста. В рубке была установлена 150-мм пехотная гаубица sIG 33. В качестве оборонительного вооружения использовался пулемет MG34, размещенный в шаровой установке в лобовом листе рубки. Боекомплект состоял из 30 выстрелов и 600 патронов. Наведение орудия в цель осуществлялось с помощью перископического прицела Rblf 36. Его головка была выведена в отверстие в крыше рубки, защищенное сверху броневой крышкой. В задней левой части крыши имелся люк командира машины. Для посадки пяти членов экипажа служили два люка в кормовом листе рубки. Возможно, что столь простая и нетипичная для немецкого танкостроения конструкция рубки была результатом спешки, с другой же стороны, она как нельзя лучше подходила для уличных боев.


Штурмовые танки StulG 33 из состава 201-го танкового полка. Восточный фронт, весна 1943 года

В качестве базы для размещения рубки использовали шасси 12 штурмовых орудий StuG III Ausf.E. Все они покинули заводской цех в октябре 1942 года. Для следующих 12 машин, изготовленных в ноябре 1942 года, использовались шасси StuG III Ausf.F/8.

В моторном отделении располагался 12-цилиндровый V-образный (развал цилиндров 60°) карбюраторный четырехтактный двигатель HL 120TRM мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входил один бензобак емкостью 320 л, располагавшийся в кормовой части корпуса справа от двигателя.


StulG 33

Трансмиссия состояла из карданной передачи, главного фрикциона, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. На всех машинах использовались шестискоростные механические коробки передач ZF SSG 77 Aphon с трехдисковым сухим главным фрикционом механического управления марки Fichtel & Sachs La 120 HDA и механическим или гидравлическим управлением тормозов. Передача вращения от коробки передач бортовым передачам производилась правым и левым одноступенчатыми планетарными механизмами, смонтированными в один агрегат.

Ходовая часть состояла, применительно к одному борту, из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 520 мм и трех обрезиненных поддерживающих катков диаметром 310 мм. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами на 1-ми 6-м опорных катках. Ведущие колеса переднего расположения. Зацепление цевочное. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 93 — 94 одногребневых траков каждая. Первые 12 штурмовых танков прибыли в Сталинград 8 ноября 1942 года. В первых же боях они зарекомендовали себя весьма неплохо, благодаря мощному вооружению и хорошей бронезащите.


Самоходное тяжелое пехотное орудие — штурмовой танк StulG 33 на НИБТПолигоне в Кубинке. 1945 год

Впрочем, 19 ноября все 12 машин, вошедших в состав 177-го штурмового дивизиона, попали в окружение. Следующие 12 машин пошли в бой в составе батареи штурмовых пехотных орудий 17-го учебного танкового батальона. После потери пяти штурмовых танков оставшиеся семь 11 апреля 1943 года были переданы в состав 201-го танкового полка 23-й танковой дивизии. Последний штурмовой танк в этом соединении был потерян в октябре 1943 года. До наших дней сохранился единственный экземпляр штурмового танка StulG 33. Он экспонируется в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке.

ТТХ САУ Sturmpanzer 33

Боевая масса, т. ….. 21

Экипаж, чел. ….. 5

Габаритные размеры, мм:

длина ….. 5400

ширина ….. 2900

высота ….. 2300

клиренс ….. 385

Толщина брони, мм:

лоб корпуса ….. 50

борт и корма ….. 30

днище ….. 16

лоб рубки ….. 50 + 30

Максимальная скорость

vдвижения, км/ч ….. 20

Запас хода, км ….. 110

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector