САУ Sturmpanzer IV Brummbar | Штурмовой Танк Brummbar | САУ Германии

В ноябре 1942 года министр вооружений Третьего рейха А.Шпеер представил Гитлеру эскизы новой машины Sturmpanzer 43, к разработке которой приступила фирма Alkett. На этот раз в основу конструкции было положено шасси среднего танка Pz.IV. Гитлер потребовал в кратчайшие сроки изготовить 40 — 60 таких САУ, причем вооруженных усовершенствованным орудием с более мощным фугасным снарядом — бои в Сталинграде были в самом разгаре. Поскольку мощности танковых заводов были загружены до предела и поступления вновь изготовленных шасси в больших количествах ожидать не приходилось, для изготовления САУ решили использовать шасси боевых машин, прибывавших для капремонта. Что касается нового орудия, то заказ на его разработку и изготовление получила фирма Skoda.


Штурмовой танк «Бруммбер» первой производственной серии. Восточный фронт, весна 1944 года

Баллистику нового орудия позаимствовали у sIG 33. Заново были разработаны противооткатные устройства и маск-ус- тановка, что позволило уменьшить его габариты, массу и откат при сохранении всех прочих тактико-технических характеристик. Орудие получило обозначение 15 cm Sturmhaubitze 43. Длина ствола составляла 1810 мм, масса орудия — 1850 кг. В боекомплект входили выстрелы раздельного заряжания с осколочно-фугасными снарядами JGr 33 и JGr 38 массой 38 кг и начальной скоростью 240 м/с, а также с кумулятивными снарядами Gr 39 Н1/А массой 25 кг и начальной скоростью 280 м/с, пробивавшие 160-мм броню. Максимальная дальность стрельбы из штурмовой гаубицы достигала 4300 м. За счет монтажа орудия в шаровой установке углы горизонтального наведения составляли 18° на сторону, вертикального — от -8° до +30°.


«Бруммберы» первой серии оснащались прибором наблюдения механика-водителя, заимствованным у тяжелого танка «Тигр» (справа). Установка 150-мм гаубицы StuH 43 в лобовом листе рубки (слева). Казенная часть и лафет штурмовой гаубицы (внизу)

Первые шесть орудий Skoda изготовила в марте, следующие 40 — в апреле и последние 14 — в мае. Соответственно, было выпущено и 60 САУ: 20 в апреле и 40 — в мае 1943 года. Для 52 из них использовались вновь изготовленные на заводе Nibelungenwerk шасси танка Pz.IV Ausf.G, для остальных — шасси поступивших в ремонт танков Pz.IV Ausf.E и Ausf.F. Сборка самоходных установок, получивших официальное название Sturmpanzer IV, осуществлялась на ремонтном заводе сухопутных войск в Вене при участии фирм Saurer и Simmering- Graz-Pauker. Впервые новая боевая машина была продемонстрирована Гитлеру 15 мая 1943 года на полигоне Arys. Гитлер, кстати, настаивал на разработке штурмового танка, вооруженного еще более мощной артсистемой — мортирой калибра 210 или 220 мм. Но его пожелание не было выполнено.

Все Sturmpanzer IV имели полностью бронированную боевую рубку с расположенным под большим углом наклона 100-мм лобовым листом. Боевая масса машины достигла 28,2 т (против 23,5 т у базового танка).

На штурмовом танке были установлены двигатель Maybach HL 120TRM и трансмиссия, состоявшая из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов. Ходовая часть штурмового танка была аналогична таковой у линейного танка и применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллип- тических листовых рессорах; четырех сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков.


Главное вооружение штурмового танка «Бруммбер» — Sturmhaubitze 43

Несмотря на некоторую перегрузку ходовой части и силовой установки, максимальная скорость машины составляла 40 км/ч, а запас хода — 180 км. Боевое крещение штурмпанцеры получили на Восточном фронте в ходе операции «Цитадель» летом 1943 года. Они достаточно эффективно применялись для уничтожения фортификационных сооружений при прорыве линии обороны советских войск. Поэтому было принято решение о возобновлении их производства с темпом сборки 20 машин в месяц. Выпуск САУ вновь начался в декабре 1943 года. В качестве базы использовалось шасси среднего танка Pz.IV модификации Н. В конструкцию и форму рубки были внесены незначительные изменения.


«Бруммбер» первой серии на Курской дуге. Лето 1943 года

В частности, в увеличенной рубочке механика-водителя был ликвидирован заимствованный у танка «Тигр» прибор наблюдения Fahrersehklappe 80, а вместо него смонтирован перископ. Кроме того, с февраля 1944 года на боевых машинах начали устанавливать орудие 15 cm Sturmhaubitze 43/1 с удлиненным броневым кожухом ствола. Увеличилось число и расположение вентиляторов и люков на крыше рубки. Всего было выпущено 73 Sturmpanzer IV так называемой второй, или средней, серии. Кстати, в 1944 году боевая машина получила неофициальное название Brummbar («Бруммбер» — «Гризли»), под которым известна значительно больше, чем под своим официальным обозначением.


«Бруммберы», подбитые на Курской дуге. 19 июля 1943 года. Машины этого типа, принимавшие участие в oneрации «Цитадель», не имели «циммеритного» покрытия

С июля 1944 года начался выпуск третьей, или поздней, серии самоходок, продолжавшийся до марта 1945 года. Теперь в качестве базы использовалось шасси Pz.IV Ausf.J. Кроме того, заметно была переделана боевая рубка. Применявшуюся ранее шестиугольную форму с лобовыми скошенными «скулами» заменили на более простую четырехугольную. В лобовом листе над рубкой механика- водителя в шаровой установке Kugelblende 80 был смонтирован пулемет MG 34. На оснащении «Бруммбера» оборонительным пулеметом давно настаивали в войсках. На крыше рубки вновь изменились количество и форма вентиляторов и люков. Появилась командирская башенка, заимствованная у штурмового орудия StuG III Ausf.G. Кормовая двухстворчатая дверь рубки теперь располагалась в сдвинутом к левому борту броневом выступе.


Штурмовой танк «Бруммбер» во время перевозки по железной дороге. Эта машина оснащена бортовыми экранами, на ствол орудия и маску надет специальный чехол. Восточный фронт, зима 1943/44 года

Заметно изменилась и ходовая часть. Машины двух первых серий имели обре- зиненные опорные катки. В результате перегрузки резиновые бандажи быстро разрушались, что приводило к выходу САУ из строя. Поэтому на «бруммберы» третьей серии стали устанавливать опорные катки со стальными бандажами. Сначала ими заменили обрезиненные только в первой тележке подвески, затем в двух передних. На большинстве же «Бруммберов» позднего выпуска все опорные катки ходовой части имели стальные бандажи. Правда, применение таких катков ускоряло износ гусениц, но все же он не был таким быстрым, как разрушение резины.


Внешний вид рубки САУ «Бруммбер» второй серии

Единственным недостатком «Бруммбера», от которого так и не удалось избавиться, была теснота боевого отделения и связанный с этим ограниченный возимый боекомплект.

По разным данным, до марта 1945 года было изготовлено 298 — 306 штурмовых танков Brummbar. Штурмовой танк «Бруммбер» предназначался для действий совместно с пехотными подразделениями, особенно в ходе уличных боев. На практике выяснилось, что машина весьма эффективна при разрушении полевых укреплений — блиндажей, дзотов, пулеметных гнезд, траншей, окопов и т.д. «Бруммберы» использовались также как машины непосредственной огневой поддержки в пехотных и мотопехотных частях. Штурмовые танки получили в войсках прозвище «Штупа» — Stupa — STUrmPAnzer.


«Бруммбер» второй серии (так называемых средних выпусков) из состава 216-го батальона штурмовых танков

Небольшое количество самоходок средних и поздних выпусков использовались в качестве командирских танков Befehlsturmpanzer IV, на них устанавливались дополнительные радиостанции и антенны. Фирмой Krupp был изготовлен один опытный экземпляр истребителя танков с использованием шасси и корпуса «Бруммбера», вооруженный 88-мм пушкой Рак 43/1.


«Бруммбер» второй серии. Машина, судя по всему, побывала в тяжелом бою. Обращают на себя внимание многочисленные выбоины в циммеритном покрытии и отсутствие правого ведущего колеса. Италия, 1944 год

Штурмовые танки состояли на вооружении штурмовых танковых батальонов — Sturmpanzerabteilungen. Каждый батальон имел по штату 45 штурмовых танков и 85 других машин, личный состав батальона насчитывал 611 солдат и офицеров.

Первое подразделение — Sturmpanzerabteilung 216, получившее на вооружение штурмовые танки, было сформировано в апреле 1943 года. В 216-й штурмовой танковый батальон поступили 50 из 60 танков первой партии, десять машин осталось в резерве. Сразу после формирования батальон был направлен во Францию, в Амьен, где личный состав осваивал новую технику. На Восточный фронт батальон прибыл 10 июня 1943 года. Боевое крещение он принял в составе 656-го полка истребителей танков (PanzerjagerRegiment 656) на Курской дуге. 656-й полк истребителей танков действовал в составе группы армий «Центр». В первый бой солдаты и офицеры 216-го батальона штурмовых танков пошли 5 июля. Батальон вводили в сражение постепенно — последние его подразделения появились на поле боя 18 июля. Боевой дебют штурмовых танков оказался сколь славным, столь и коротким — после операции «Цитадель» 216-й батальон пришлось отвести на отдых в тыл. В конце августа 1943 года батальон находился в районе Днепропетровска, где на танкоремонтном заводе Вермахта приводил в порядок материальную часть.


«Бруммбер» позднего выпуска с шаровой установкой пулемета MG 34 в лобовом листе рубки. 216-й батальон штурмовых танков, 1944 год

В сентябре 1943 года батальон вступил в бой в районе Запорожья. В ноябре «Бруммберы» совместно с «Фердинандами» 653-го дивизиона тяжелых истребителей танков вели оборонительные бои в районе города Никополь, а в середине декабря 1943 года «штурмовики» отправились в Австрию в Сент-Валентин за новой техникой. В феврале 1944 года батальон с 28 «Бруммберами» направили в Италию, где он принял участие в боях с союзниками под Анцио и Неттуно. Затем было отступление к Риму, бои в районе Болоньи. Боевой путь 216-го батальона штурмовых танков завершился в апреле 1945 года, когда экипажи подорвали последние исправные «Бруммберы» в окрестностях итальянского озера Гарда. 217-й штурмовой танковый батальон (Sturmpanzerabteilung 217) формировался с апреля по июнь 1944 года в Графенвё- ре. В июле батальон перебросили в Нормандию, в район юго-восточнее Кана.


Sturmpanzer IV Brummbar

Часть батальона была уничтожена в Фа- лезском «мешке», часть сумела прорваться и впоследствии приняла участие в обороне Аахена. В декабре 1944 года Sturmpanzerabteilung 217 принимал участие в германском наступлении в Арденнах. После провала операции батальон вместе с другими частями Вермахта отступал на восток. 217-й штурмовой танковый батальон был окружен союзниками в апреле 1945 года в Рурском «котле», где и сдался в плен.

Две отдельные штурмовые танковые роты (Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 218 и Sturmpanzer-Kompanie z.b.V 2/218) были сформированы в августе 1944 года, в каждой роте имелось по десять установок «Бруммбер». 218-я рота штурмовых танков августа 1944 года прибыла в Варшаву, где приняла участие в подавлении восстания. Планировалось на ее основе развернуть 218-й батальон штурмовых танков, но осуществить это тогда не удалось. В ходе начавшегося наступления Красной Армии рота была разгромлена, в ней остался один исправный «Бруммбер». Остатки подразделения встретили конец войны в боевой группе «Гроссдойчланд» в Восточной Пруссии. Рота z.b.V 2/218 в августе 1944 года была переброшена в район Парижа. Ее дальнейшая судьба неизвестна. На рубеже 1944 — 1945 годов оставшийся личный состав батареи прибыл в расположение 18-го запасного танкового полка, где послужил основой для формирования 218- го батальона штурмовых танков. Развертывание этой части началось в январе 1945 года. Однако штурмовые танки она так никогда и не получила. Уже в феврале было принято решение вооружить батальон штурмовыми орудиями StuG III. В марте 43 таких машины поступили на его вооружение. В середине апреля 1945 года батальон был преобразован в танковый батальон Krampnitz, который вместе с 2108-м танковым батальоном и танковым батальоном Potsdam послужил базой для восстановления 7-й танковой дивизии.


«Бруммбер» третьей серии на улице Варшавы. Эта машина принадлежит к со ставу 218-й роты штурмовых танков, принимавшей участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 года

Формирование 219-го батальона штурмовых танков началось в сентябре 1944 года в Дёллерсхайме на основе 237-й бригады штурмовых орудий и 4-й роты 216-го батальона штурмовых танков. В декабре батальон перебросили в Венгрию. В январе 1945 года в составе 23-й танковой дивизии батальон принимал участие в боях за Будапешт. К марту в его составе не осталось боевых машин, после чего личный состав вывели в Чехословакию. Здесь его 1-я рота была вооружена трофейными советскими танками. В конце марта 2-я рота получила, наконец, 10 «Бруммберов» и вернулась в Венгрию, в оперативное подчинение тяжелого танкового батальона Feldherrenhalle. В апреле, после потери всей техники, личный состав батальона влился в формируемые подразделения 123-й бригады истребителей танков.


Штурмовой танк «Бруммбер», подбитый советскими войсками в ходе отражения немецкого наступления в районе озера Балатон весной 1945 года

В настоящее время в различных музеях мира сохраняются четыре штурмовых танка «Бруммбер» всех трех производственных серий. Машину первой серии можно увидеть в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. В военном музее на Абердинском полигоне в США находится «Бруммбер» второй серии. Два Sturmpanzer IV третьей серии сохраняются в коллекциях танковых музеев в Мунстере (Германия) и Самюре (Франция). При этом «французская» машина покрыта циммеритом. В военном музее в Кобленце (Германия) находится прекрасно отреставрированная 15 cm Sturmhaubitze 43.

ТТХ Штурмового Танка Brummbar

Боевая масса, т. ….. 28,2

Экипаж, чел. ….. 5

Габаритные размеры, мм:

длина ….. 5930

ширина ….. 2880

высота ….. 2520

клиренс ….. 400

Толщина брони, мм:

лоб корпуса ….. 100

борт и корма ….. 30

днище ….. 10

лоб рубки ….. 100

крыша ….. 15

Максимальная скорость движения, км/ч ….. 40

Запас хода, км ….. 180

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector