САУ на базе танкетки Т-27

История самоходки на базе танкетки Т-27, а также рассказ про СУ-76, которая также была построена на базе Т-27

В числе первых работ по созданию самоходных артиллерийских установок на базе танкетки Т-27 можно отметить технический проект по размещению на данной боевой машине пушечного вооружения для борьбы станками, разработанный заводом » Большевик » совместно с КБ ОАТ под руководством С, П. Шукалова. Согласно техническому проекту, вместо 7, 62-мм пулемета ДТ втанкеткеТ-27 устанавливалась 20-мм автоматическая пушка образца 1930 г. Угол ее горизонтальной наводки составлял 10 » , максимальный угол возвышения+15′. 20-мм пушка с длиной канала ствола 65 калибров (без дульного тормоза) имела темп стрельбы 130-135 выстр./мин и табличную дальность стрельбы 2000 м. Питание пушки магазинное (емкость обоймы 20 выстрелов). Стрельба могла вестись выстрелами с осколочным и бронебойным (трассирующими) снарядами, имевшими начальную скорость 845 м/с и 815 м/с соответственно. Но этот проект в металле реализован не был из-за снятия с вооружения и производства 20-мм автоматической пушки образца 1930 г.

В дальнейшем, в результате проведения проектных и опытно-конструкторских работ в 1931-1935 гг. , на базе танкетки Т-27 спроектировали (и в ряде случаев построили) несколько типов самоходных установок. Некоторые из них прошли полигонные испытания, но так и остались только в опытных образцах. Самоходную установку Т-27М (Т-27С, или Т-27/С/) создали в КБ ленинградского завода » Большевик » по проекту К. К. Сиркена в 1931 г. Опытный образец машины, изготовленный на заводе » Большевик » , после проведения кратких заводских испытаний был передан на военный склад №37 для ремонта. В апреле-мае 1932 г. Т-27М прошла полигонные испытания в Подмосковье. От серийной танкетки Т-27 самоходная установка отличалась измененными броневым корпусом и ходовой частью. В состав экипажа входили два человека. В броневой рубке машины справа находилась 37-мм пушка » Гочкис » , наводка которой как по вертикали, так по горизонтали производилась с помощью плечевого упора. Над пушкой в автономной установке размещался 7, 62-мм пулемет ДТ. Ввиду небольшого внутреннего объема машины для перевозки боекомплекта использовался специальный гусеничный прицеп типа » Карден-Ллойд «. НаТ-27М устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель » Форд-АА » мощностью 40 л. с. (29, 4 кВт). Коробка передач, как и на базовой машине, обеспечивала четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад. Имелось дублированное управление движением с места командира. Ходовая часть (применительно к одному борту) включала три тележки с двумя опорными катками в каждой.

Испытания Т-27М » на слаженность отдельных механизмов при движении на 4-й скорости по шоссе » начались 7 апреля 1932 г. Со склада №37 на полигон в Кубинке машина прибыла своим ходом. Движение проходило по шоссе с подъемами и спусками до 4 «. До Кунцево шоссе было чистым, а далее до Кубинки — покрыто растаявшим снегом. В ходе пробега произошло короткое замыкание в цепи, причиной чего сочли » ветхость всей проводки электрооборудования «. Кроме того, отмечалась ненадежная работа гусеничного движителя танкетки:

Частое соскакивание гусеницы объясняется конструктивным устройством движителя, а именно: гусеница охватывает меньше, чем одну треть ленивца и развалу перьев — направляющих трака гусеницы. В виду конструктивных данных движителя и гусеницы развороты крупные на 1-й и 2-й скоростях и полный разворот на 1-й скорости ограничен «. Испытание по определению максимальной и средней скоростей прошло 14 мая по маршруту Кубинка — Можайск — Кубинка. Определение максимальной скорости проводилось на мерном километре с подъемом до 2% движением в обе стороны с предварительным разгоном на участке в 200 м и переходом на 4-ю скорость. Максимальная скорость движения по шоссе равнялась 26-30 км/ч, а средняя скорость 16-20 км/ч. Выяснилось, что безостановочный пробег танкетки по шоссе составлял 3-4 км, после чего вода в радиаторе закипала и для ее охлаждения требовалась остановка машины на 15-20 мин. Кроме того, были зафиксированы частые спадания гусеницы даже при незначительных поворотах. В результате, для поворота требовалось переходить на 1-ю скорость. » Поворот на 180′ можно произвести только на 1-й скорости с включением 3-4 раза задней скорости, требуется на это 5 минут времени «.

На 365 км пробега вышел из строя механизм натяжения гусеницы: » лопнули 2 крюка-защепки у рейки натяжения гусеницы и треснуло ушко для ручки при натяжении «.

Испытания продолжились 15 мая. В этот день пробегом по шоссе Кубинка — Можайск- Кубинка было опробовано двойное управление. При этом выявились следующие недостатки:

» Управление с места командира. Сидение не приспособлено к управлению, т. к. удалено назад по сравнению с сидением водителя. Педали конуса и газа остались без изменения на линии с педалями водителя. При управлении командиру необходимо протягивать ноги, сползая с сидения, т. к. педаль сцепления удалена.

Нет твердости в сидении. Командир воспринимает массу толчков, ударяясь о боковые и задние стенки, кроме того необходима мягкая подушка на голову командира или на крышку для предохранения от ушибов при толчках. Затруднительно управление вследствие малого поля зрения вперед. Рычаг управления гусеницами расположен с левой стороны вниз. Торможение гусеницами происходит направлением рычага в ту или иную сторону по вертикали.

Такое расположение ручки является неудобным при управлении командиром танки. При торможении левой гусеницы — направление рычага вперед — корпус командира подается вперед вниз. Установка же пушки не позволяет этого, упирается в грудь и плечо, вследствие чего рука не может нажать до отказа рычаги произвести полное торможение и танкетка почти не меняет направления в движении. Для более удобного положения необходимо рычаг управления поставить вниз по вертикали, а вверх с таки м расчетом, чтобы, находясь в нейтральном положении, был с отклонением от вертикального положения в сторону командира /к радиатору/ на 10-15VНа следующий день танкетка испытывалась на проселке (разбитая дорога с комьями засохшей грязи и рытвинами) пробегом по маршруту Кубинка-Часовня-Агафоново-Часовня-Кубинка. Наблюдались трудности в управлении и отказы тормозов. В ходе испытания на первой скорости был взят подъем 25′ длиной 20 м. При спуске танкетка не смогла затормозить и продолжала движение.

Для определения тепловых режимов работы двигателя 19 мая состоялось специальное испытание, в ходе которого причиной закипания воды через 15 мин после начала движения определили пирамидальный кожух, прикрывающий радиатор вместо стандартных дверок Т-27. Испытания стрельбой осуществлялись 23 мая на стрельбище кавалерийской бригады. Стрельба из пушки проводилась с места на расстояние 400 м по щиту размером 2×2 м. Всего выпустили шесть снарядов. Стрельба из пулемета велась с дистанции 600 м. При стрельбе отмечались неудобное крепление орудия и малые сектора обстрела. » Испытание стрельбой в движении совершенно было невозможно благодаря большому заеданию цапфенных гнезд установки. Требуются большие усилия на перемещение пушки — отсюда невозможность точной наводки и быстрое переутомление стрелка «.

Поскольку кожух сильно влиял на режим охлаждения двигателя, 25 мая его сняли. Без кожуха температура внутри танкетки поднималась максимально до 28 градусов. Вместо 15 мин с кожухом танкетка могла двигаться уже 30-40 мин без кожуха, но при этом вода нагревалась до 93-95′, что также признали неприемлемым. В итоге испытания Т-27М были приостановлены. Однако работы по данной теме решили продолжить. Дальнейшим развитием Т-27М стала самоходная установка Т-27, которую также разработали в КБ ленинградского завода » Большевик » по проекту К. К. Сиркена в 1931 г. На заводе » Большевик » выпустили несколько опытных образцов. Эта самоходная установка отличалась от Т-27М наличием только пушечного вооружения (37-мм пушка » Гочкис » ) и конструкцией ходовой части. В связи с отсутствием пулемета над пушкой высота линии огня установки была увеличена, в результате угол склонения орудия возрос. Ходовая часть имела полужесткую подвеску с листовыми рессорами в качестве упругого элемента и гусеничный движитель с передним расположением ведущих колес, с обрезиненны-ми опорными и поддерживающими катками, гусеницами с ОМШ и приподнятыми направляющими колесами, По сравнению с опорными катками базовой машины катки самоходной установки имели увеличенный диаметр. Со стороны каждого борта устанавливались четыре опорных и два поддерживающих катка. Опорные катки попарно размещались в каретках, оси которых были закреплены в раме движителя.

Однако самоходной установке Т-27 оказались свойственны те же недостатки, что и Т-27М. Дальнейшие работы по ней были прекращены.

Самоходная установка СУ-76

Самоходная установка СУ-76 (76-мм самоходная полковая пушка обр. 1927 г. на шасси танкетки Т-27) была разработана в 1932-1934 гг. в специальном конструкторском бюро Кировского ( » Красный Путиловец » ) завода под руководством И. А. Маханова для непосредственного сопровождения механизированной пехоты. Установку создали путем размещения качающейся части 76, 2-мм полковой пушки образца 1927 г. на базе танкетки Т-27. СУ-76 относилась к полуоткрытым самоходным установкам.

С целью уменьшения высоты линии огня несколько изменили компоновку моторного отделения машины. В частности, перенесли топливный бак и радиатор системы охлаждения двигателя. Экипаж состоял из двух человек. Из-за недостатка объема в самоходке не удалось разместить необходимый боезапас, поэтому » боевая единица » состояла из пары машин — самоходной пушки и машины сопровождения с боекомплектом, походной укладкой и расчетом. Такая разбивка на два самостоятельно передвигавшихся транспортных средства приводила к большим неудобствам при боевом использовании. Кроме того, в бою мог возникнуть отрыв орудия от орудийного расчета и возимого боекомплекта. Силовая установка, ходовая часть и электрооборудование машины были подобны базовой машине. Запас хода по шоссе должен был достигать 100 км. Государственные испытания самоходной установки СУ-76 прошли на НИАПе согласно программе испытаний, утвержденной начальником НТО АУ. Целью испытаний являлось определение тактико-технических свойств установки и проверки целесообразности наложения на шасси танкетки Т-27 качающейся части полковой пушки обр. 1927 г.

На НИАПе испытывалась только непосредственно самоходная установка, а машина сопровождения на испытания не подавалась. СУ-76 прибыла на НИАП 3 декабря 1934 г. Документы к самоходке поступили на полигон от военпреда при Кировском заводе 29 декабря того же года. 5 января 1935 г. были получены чертежи и описания. СУ-76 была подвергнута испытаниям стрельбой и возкой. Перед проведением испытаний корпус машины разметили для фиксации деформаций. По окончании испытаний никаких изменений в разметке не обнаружили. Вместе с тем, при первых же выстрелах пороховыми газами были сорваны фары. Всего же в ходе испытаний сделали 423 выстрела усиленным зарядом и 75 выстрелов нормальным зарядом. Полученные в ходе испытаний повреждения качающейся части и осветительных приборов вынудили дважды отправлять СУ-76 на Кировский завод для ремонта, где заменили ствол, люльку и салазки.

Самоходную установку СУ-76 предполагалось испытать пробегом на 300 км, но выполнить это не смогли из-за выявившихся тяжелых условий работы водителя машины. » Сделав всего лишь 15км, водитель/был командирован Кировским за во дом/ остановил машину и заявил, что дальше вести машину он не сможет вследствие полного изнеможения от влияния высокой температуры и теплоты, выделяемой двигателем, находящимся в непосредственной близости от места водителя. При осмотре двигателя было обнаружено, что последний сильно разогрелся, вода в радиаторе кипела. В виду выявления такого существенного недостатка, затрудняющего боевое использование машины, дальнейшее испытание установки пробегом было НИАПом прекращено «. Также отмечалось: » Во время испытания системы пробегом установлено, что при переходе с 3-ей скорости на 4-ую мощности двигателя не хватает и последний заглухает. Вес танкетки Т-27, для которой предназначен двигатель, составляет 2700 кг «.

По окончании испытаний были сделаны выводы о том, что вес установки не соответствовал мощности двигателя. Проходимость была удовлетворительной. СУ-76 преодолевала канавы шириной до 1 м и подъемы до 20°. Для разворота машины на мягком грунте требовалась площадка шириной 4-5 м, а на твердом грунте она могла разворачиваться на месте. Удобство обслуживания на огневой позиции было оценено положительно, а в походном положении вызвало нарекания из-за » необеспечения водителю машины нормальных условий работы из-за близкого расположения места водителя к двигателю установки и неудовлетворительного отвода тепла «. Время перехода из походного положения в боевое на мягком грунте составляло 40 с, а на мерзлом грунте 1 м 30 с. Для обратного перехода требовалось 30-40 с. Скорострельность системы составляла 10 выстр. /мин при стрельбе с исправлением наводки и 15 выстр. /мин без исправления наводки. Устойчивость СУ-76 при стрельбе признали удовлетворительной, а меткость системы по щиту на дистанции 1000 м оказалась » значительно лучше, чем табличная меткость 76-мм. штатной полковой пушки обр. 1927 г. на колесном лафете «.

Испытания завершились 11 ноября 1936 г. с подведением итогов и выводом о том, что 76-мм самоходная полковая пушка обр, 1927 г. на шасси танкетки Т-27 не может быть допущена к войсковым испытаниям вследствие, главным образом, неудовлетворительных условий работы водителя и недостаточной мощности двигателя. Начало работ по динамо-реактивным артиллерийским орудиям, или пушкам (ДРП) в нашей стране можно отнести к периоду Первой мировой войны. В 1915-1917 гг. Кучинский аэродинамический институт совместно с Артиллерийским комитетом работал над рядом изобретений, » полезных для национальной обороны «. Одним из таких изобретений являлась траншейная пушка конструкции Д. П. Рябушинского, разработанная летом 1916 г. и представлявшая собой экспериментальный вариантдинамореак-тивного артиллерийского орудия. 24 октября того же года она была рассмотрена Техкомом ГАУ, 20 декабря 1916 г. Рябушинский сделал в Математическом обществе доклад » О реакции газовой струи » , в котором описал свое изобретение, назвав его » реактивнойпушкой «. Уже после революции, в 1920 г. , Рябушинский опубликовал во Франции в выпуске VI » Bulletin de I’lnstitut Aerodynamique de Koutchino » результаты некоторых исследования в области баллистики и поместил сведения о своей пушке со схемами и необходимым математическим аппаратом.

Работы по ДРП получили продолжение в трудах других авторов. В 1931 г. АНИИ РККА был издан труд В. Е. Сухоцкого » Теория пушки Д. -Р. П. «. Одним из активных сторонников ДРП стал Л. В, Курчевский, который с 1923 г. (заявка с приоритетом от5 июня 1923 г. ) попытался запатентовать » Устройство для уничтожения отката в орудиях » , однако регулярно получал отказы. Так, в ответе эксперта от 10 мая 1931 г. прямо говорилось; » Артиллерийские орудия, имеющие в казенной части отверстие для выпуска продуктов горения заряда в направлении противоположном движению снаряда, с целью уменьшения или устранения вовсе явления отката, описаны в литературе ранее заявителя «. Тем не менее, Курчевскому со временем удалось заручиться поддержкой влиятельных лиц, монополизировать работы в области ДРП и возглавить ОКБ ГАУ при заводе №8. Размещение сравнительно компактной ДРП в танкетке могло существенно повысить ее боевые свойства, что и послужило обоснованием для разработки самоходной установки СУ-76К (в ряде источников ТПК-27, или СУ-3). Эта машина относилась к полностью закрытым самоходным установкам и предназначалась для действий в составе разведывательных отрядов и для сопровождения конницы.

Опытный образец СУ-76К построили в 1933 г В состав экипажа входили два человека. Основным оружием являлась динамо-реактивная (безоткатная) пушка » К » конструкции Л. В. Курчевского, которая устанавливалась вместо штатного 7, 62-мм пулемета ДТ у правого борта машины. Имелся механизм автоматического перезаряжания. Все части пушки, кроме сопла и лотка, были защищены броней толщиной 6 и 9 мм. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование остались без изменений. Запас хода СУ-76К по шоссе достигал 110 км. При необходимости быстрой переброски самоходная установка могла перевозиться за автомобилем на подкатной тележке с пневматическими шинами. » Для придачи углов возвышения и горизонтальной наводки в допускаемом секторе обстрела орудие снабжено механизмом подъемным и поворотным. При стрельбе хода наводки возможны только направлением самой танкетки «.

На основании приказа начальника УММ РККА №05 от 19 марта 1933 г. провели испытания опытной машины. 25 и 26 марта 1933 г. на полигоне МКУКС в Кунцево одновременно испытывались несколько самоходных артсистем с пушками Курчевского: на танкетке Т-27, танке Т-26, бронеавтомобиле БАИ и трехосном автомобиле » Форд «. Председателем комиссии по испытаниям был начальник НИАБТП Штагин. От ОКБ ГАУ в испытаниях участвовал Курчевский, от НТК ГАУ — Краузе, от НТК УММ — Сакс, Сапрыкин и Сквирский, от 2-го отделения 2-го управления Фокин, от НТУ УММ Азбукин.

В ходе испытаний отмечалась вибрация на ходу всей системы из-за недостаточно жесткого крепления орудия, а также были зафиксированы шесть задержек при 15 выстрелах из-за недосылки снарядов и другие недостатки. » Стрельбы как из этой, так и из других систем производились некондиционными снарядами. Достаточного количества стрельб произвести было нельзя из-за малого количества снарядов «.

По мнению комиссии, предварительные испытания выявили следующие недостатки системы:

  • Задержки из-за несовершенства заряжания 40% всех задержек по этой причине.
  • Наличие щелей в броневом закрытии при углах возвышения и при стрельбе в сторону.
  • Вибрации на ходу всей системы, что говорите необходимости более прочного крепления орудия и устройства механизмов крепления с меньшими допусками.
  • Непрочность подающего механизма -пересмотр этого механизма в целях обеспечения большей его прочности и надежности досылки патрона в камору.
  • Необходимо отогнуть верхнюю часть переднего броневого закрытия так при настоящей конфигурации закрытия при углах возвышения орудия невозможно закрыть входной люк.
  • Обеспечение глаз стрелка от повреждений во время стрельбы с хода на прицеле необходимо иметь резиновый наглазник «.

В заключении говорилось: » Артиллерийская установка в основном выполнена удовлетворительно. С учетом отмеченных недостатков может быть допущена к капитальному отстрелу на предмет принятия на вооружение «. Капитальный отстрел СУ-76К был начат 15 апреля на полигоне ВАММ им. Сталина. После небольшого перерыва, 11 июля 1933 г. , самоходную установку вновь представили военным. Комиссия в составе начальника 3-го отделения 3-го управления УММ РККА Сакс, помощника начальника 3-го отделения НТУ ГАУ Краузе, инженера 3-го отделения 3-го управления УММ РККА Сапрыкина и начальника ОКБ №1 ГАУ Курчевского произвела осмотр и опробование стрельбой 76-мм пушки » К » , установленной на Т-27. В результате осмотра установили, что в системе были устранены основные недостатки, отмеченные в акте от 31 марта ( » /. Для обеспечения досылки патрона в ствол сделан специальный досылатель; 2. Закрыта щель в броневом прикрытии » ), что дало основание произвести стрельбы с места снарядом весом 3, 2 кг. Правда, выяснилось, что «. . . работа досылателя имеет недостаток в том, что дает возможность ушибов рук стреляющего благодаря близкому расположению рукоятки досылателя и рукоятки досылающего механизма «.

СУ-76К признали пригодной к большим испытаниям на НИАП по программе УММ и ГАУ с устранением выявленных недостатков. Эти испытания проходили с 23 июля по 29 августа 1933 г. Из пушки сделали 575 выстрелов, а общий пробег машины достиг 100 км. Скорострельность составила 6-7 выстр. /мин. В ходе испытаний было зафиксированы (около 5%) затяжные выстрелы и падения снарядов в 3-4 м от дула. Меткость на расстояниях до 400- 600 м признали приемлемой, а на больших дистанциях

неудовлетворительной, Наблюдался также прогиб броневого щита в результате воздействия пороховых газов. В заключении комиссии отмечалось, что СУ-76К, безусловно, заслуживает внимания и после устранения (в очередной раз) неполадок может быть допущена к войсковым испытаниям. После ремонта на заводе №8 в Подлипках машина в декабре 1933 г. демонстрировалась на Химическом полигоне в Кузьминках. Потом вновь поступила на испытания. В ходе многочисленных испытаний (в результате одного из них погиб инженер А. Я. Нейланд) регулярно отмечалась, что танкетка с ДРП заслуживает внимания, но требует устранения недостатков. Однако недостатки так и не устранили. На вооружение СУ-76К не приняли и в серийное производство не передавали.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector