САУ 38 cm Panzermorser Sturmtiger Ausf.E | САУ Sturmtiger Ausf.E | САУ Германии


САУ 38 cm Panzermorser Sturmtiger Ausf.E

5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ начать разработку тяжелого штурмового орудия, предназначенного для уничтожения сильно укрепленных опорных пунктов противника.

Первоначально планировалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но в окончательном варианте разработчики остановились на реактивном 380- мм корабельном бомбомете — Gerat 562, он же Raketenwerfer 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ.


«Штурмтигр» во время полигонных испытаний в Германии, осень 1944 года. Машина не имеет бортовых крыльев и кольца-противовеса на стволе бомбомета

Бомбомет, выпускавшийся заводом фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе, заряжался с казенной части. Замок бомбомета представлял собой стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в горизонтальной плоскости с помощью реечного механизма. После заряжания между снарядом и плитой замка оставался зазор 12 см. Такое положение снаряда объяснялось особенностями конструкции ударно-спускового механизма. Шаровая установка, в которой был смонтирован бомбомет, допускала его наведение в горизонтальной плоскости до 10″ на сторону, а в вертикальной — от 0 до 85°.


Шаровая установка 380-мм бомбомета

Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовались фугасные реактивные снаряды массой 351 кг и кумулятивные — массой 345 кг. Дальность выстрела фугасным снарядом при температуре воздуха + 15°С и скорости ветра не более 4 м/с достигала 5600 м. Снаряд состоял из боевого (до 135 кг взрывчатого вещества) и метательного зарядов и маршевого ракетного двигателя. В дне снаряда имелись 32 наклонных отверстия для выхода газов от ракетного двигателя, за счет которых ему сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее устойчивость в полете. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания маршевого двигателя разгонялся до 250 м/с. Взрыватель располагался в носовой части снаряда и устанавливался непосредственно перед заряжанием. Задержка срабатывания взрывателя могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12 с.


38 cm Panzermorser Sturmtiger Ausf.E

В целях снижения до минимума силы отдачи при выстреле (бомбомет не имел противооткатных устройств) часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола способствовала и его лучшему охлаждению. Заряжание производилось с лотка с роликами при помощи специального досылателя. Загружались снаряды внутрь машины краном, через прямоугольный люк в крыше рубки. На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов (по 6 с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й — непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°. Внутри боевого отделения снаряды перемещались с помощью тельфера.


При загрузке боеприпасов в «Штурмтигр » ракеты поднимались с помощью крана

Бомбомет устанавливался в лобовом листе простой сварной прямоугольной рубки, крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой лист рубки был расположен под углом 47″. Справа от бомбомета в шаровой установке размещался пулемет MG 34. Его боекомплект состоял из 1500 патронов. Для наведения бомбомета использовался прицел Рак ZF 3×8, а пулемета — KZF 2. На крыше рубки монтировалось «устройство ближнего боя» (Nahkampfgerat). Экипаж машины включал механика-водителя, стрелка-радиста, командира, выполнявшего обязанности наводчика, и двух заряжающих.


Штурмтигр, захваченный войсками союзников. Германия, 1945 год

На «Штурмтигре» был установлен 12- цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. при 3000 об/мин. Емкость четырех бензобаков — 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе — 270 л, по бездорожью — 480 л. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — без- вальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.


Вид сзади на тот же «Штурмтигр». На крыше МТО уложены запасные траки, в левой части кормового листа — четыре снарядной пробоины

Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.


Американский солдат осматривает ствол бомбомета. Хорошо видны отверстия для отвода газов и ракета в стволе бомбомета

Ходовая часть машины применительно к одному борту состояла из 24 опорных катков, расположенных в шахматном порядке в четыре ряда. Опорные катки размером 800×95 мм имели внутреннюю амортизацию и стальные бандажи. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца. Зацепление цевочное. Следует отметить, что двигатель, трансмиссия, ходовая часть и почти все элементы корпуса «Штурмтигра» были заимствованы у линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков. Последнее обстоятельство вполне объяснимо, поскольку все САУ не изготавливались вновь, а переделывались из линейных танков.


Трофейная БРЭМ Bergeppanther буксирует трофейный же «Штурмтигр», доставленный для испытаний в Великобританию. 1945 год

Прототип САУ, получившей название 38 cm Panzermorser Sturmtiger Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20 октября машину с рубкой из неброневой стали продемонстрировали Гитлеру. Первый же серийный «Штурмтигр» покинул цехи завода Alkett 15 сентября 1944 года. В течение нескольких месяцев за ним последовали еще 17 машин.


Советские офицеры осматривают захваченный прототип «Штурмтигра». 1-й Белорусский фронт, май 1945 года

Прототип «Штурмтигра» использовался для обстрела Варшавы в ходе подавления немцами Варшавского восстания в августе 1944-го. Из серийных машин в конце того же года сформировали две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmmorser Kompanie) — 1000-ю и 1001- ю, по четыре установки в каждой. Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 года в районе Трира, причем в боях участвовала только одна установка, остальные вышли из строя по техническим причинам и были брошены. Вторая начала боевые действия в ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн одна установка была подбита огнем «Шермана». Позже других сформировали 1002-ю роту, имевшую шесть установок. Она также принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна. В марте 1945 года четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт.


Прототип «Штурмтигра» на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке. 1946 год

Реактивные бомбометы неплохо проявили себя при разрушении опорных пунктов на линии Зигфрида, захваченных американцами, и при стрельбе по групповым целям. Основными средствами союзников в борьбе с «Штурмтигра- ми» стали тяжелая артиллерия и авиация. В начале марта 1945 года в строю оставалось еще 13 «Штурмтигров».

До наших дней сохранились два «Штурмтигра». В Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке находится прототип «Штурмтигра», захваченный в апреле 1945 года войсками 3-й армии генерала Горбатова (1-й Белорусский фронт) в районе реки Эльба. В танковом музее Бундесвера в Мунстере демонстрируется серийный «Штурмтигр» (ранее он находился в военном музее в Кобленце). Там же можно увидеть 380-мм ракету.

ТТХ САУ Sturmtiger

Боевая масса, т. ….. 66

Экипаж, чел. ….. 5

Габаритные размеры, мм:

длина ….. 6280

ширина ….. 3570

высота ….. 2850

клиренс ….. 470

Толщина брони, мм:

лоб корпуса и рубки ….. 150

борт и корма ….. 80

крыша ….. 40

днище ….. 20

Макс. скорость движения, км/ч:

по шоссе ….. 38,2

по местности ….. 12

Запас хода, км:

по шоссе ….. 100

по местности ….. 60

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector