САУ 15 cm sIG 33(Sfl.) auf Pz.Kpfw.38(t) Bison | Pz.Kpfw.38(t) Bison | САУ Bison | САУ Германии

Еще одной боевой машиной, вооруженной 150-мм тяжелым пехотным орудием, стала САУ Bison. Решение о ее разработке было принято на совещании в Берлине 6 марта 1942 года. До конца месяца фирма Alkett изготовила прототип на базе танка Pz.38(t).


Самоходное тяжелое пехотное орудие Sd.Kfz. 138/1 Ausf.H Bison

Передняя и верхняя части корпуса танка подверглись существенной переделке. Для установки качающейся части и верхнего станка тяжелого пехотного орудия sIG 33 была сооружена открытая сверху клепаная бронированная рубка, занимавшая около 2/3 длины корпуса танка. Ее лобовой лист толщиной 25 мм, располагавшийся под углом 17° к вертикали, одновременно выполнял роль орудийного щита. Шаровая установка курсового пулемета MG 37(t) была ликвидирована.


Самоходное тяжелое пехотное орудие Sd.Kfz. 138/1 Ausf.H Bison


Интерьер боевого отделения САУ Bison Ausf.H

Для самообороны предназначался пулемет MG 34, перевозившийся в боевом отделении. Смотровой лючок механика- водителя остался на своем месте, а второй прибор наблюдения располагался в правом переднем бортовом листе рубки. Два кормовых листа рубки — правый и левый — выполнялись откидными на петлях и служили для посадки экипажа из 4 человек. В боевом отделении перевозился боекомплект — 16 выстрелов раздельного заряжания. Здесь же размещались перископический прицел Rblf.36 и радиостанция Fu.Spr.16. Боевая масса САУ составляла 10,8 т.


Самоходное тяжелое пехотное орудие Sd.Kfz. 138/1 Ausf.M


Интерьер боевого отделения САУ Bison Ausf.M

На САУ устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырехтактный рядный двигатель жидкостного охлаждения Praga ЕРА мощностью 125 л.с. при 2000 об/мин. Топливо — этилированный бензин с октановым числом не менее 74. В систему питания входили два основных бензобака емкостью 110 л каждый и один вспомогательный емкостью 40 л. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался с помощью многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Коробка передач Praga- Wilson — планетарная, пятискоростная, с предварительным выбором передач. Перед коробкой передач располагались дифференциал, бортовые фрикционы, бортовые передачи и тормоза.


15 cm SIG33 Sfl. Auf Pz.l Ausf.B , Sturmpanzer II , Самоходное орудие StulG 33

Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех одинарных обрезиненных опорных катков большого диаметра (775 мм), сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптических листовых рессорах. Литое ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами находилось впереди. Направляющее колесо располагалось сзади. С каждого борта имелось по два обрезиненных одинарных опорных катка. Каждая гусеница включала 94 трака шириной 293 мм, шаг трака — 104 мм.


Sturmpanzer IV Brummbar

Машина получила обозначение 15 cm sIG 33(Sfl.) auf Pz.Kpfw.38(t) Ausf.H или Sd.Kfz.138/1 Ausf.H. Первые 25 самоходок покинули сборочный цех фирмы ВММ в феврале 1943 года. За период с февраля по ноябрь 1943 года было изготовлено 200 машин этого типа.


StuIG 33 и Brummbar

Затем началась сборка самоходных тяжелых пехотных орудий модификации Sd.Kfz.138/1 Ausf.M, компоновка которых была идентична компоновке противотанковых САУ Marder III Ausf.M. У этих машин двигатель располагался не в корме, а в середине корпуса. Открытая сзади и сверху рубка, наоборот, была смещена в корму. Остальные характеристики были аналогичны таковым у машин модификации Ausf.H. Масса САУ возросла до 12 т, а боекомплект увеличился до 18 выстрелов.


Sd.Kfz. 138/1 Bison, Sd.Kfz. 138/2 Bison, Sturmmorser Sturmtiger

Производство САУ Sd.Kfz.138/1 Ausf.M с перерывами продолжалось до апреля 1945 года. Всего было изготовлено 193 машины, правда, в некоторых изданиях приводятся и другие, несколько меньшие цифры. Нет ясности и с названием машины. В литературе фигурируют два названия: Bison и Grille («Сверчок»). Причем в немецких источниках чаще встречается Bison, а в английских и американских — Grille. Последнее название используется и в ряде чешских изданий.


Серийный Штурмтигр и шаровая установка 380-мм бомбомета на прототипе Штурмтигра

Начиная с весны 1943 года самоходные орудия Bison (или Grille) поступали на вооружение 1, 2, 4, 5, 16, 17, 24 и 26-й танковых, 3-й и 29-й моторизованных дивизий Вермахта. Они состояли на вооружении моторизованных дивизий «Великая Германия» и «Фельдхернхалле», танковых дивизий СС «Рейх», «Мертвая голова» и «Лейбштандарт «Адольф Гитлер ». Каждое из этих соединений получило по 12 самоходных пехотных орудий. По состоянию на март 1945 года в войсках имелось еще 173 машины. Последние 13 самоходок были переданы в войска в апреле 1945 года: по три машины получили 18-я и 20-я моторизованные, а семь машин — 25-я моторизованная дивизии. Таким образом, можно констатировать, что САУ Bison использовались вплоть до самых последних дней войны. Из-за ограниченности перевозимого боекомплекта на базе САУ выпускалась машина для подвоза боеприпасов. До наших дней сохранилась только САУ Sd.Kfz.138/1 Ausf.M. Эта машина находится в экспозиции военного музея на Абердинском полигоне в США.


Артиллерийский танк БТ-7А, Тяжелый танк КВ-2 с башней МТ-1, Тяжелый танк КВ-2


Единственный сохранившийся экземпляр танка КВ-2, «Матильда» непосредственной поддержки с 76-мм гаубицей


Крейсерский танк Centaur Mk IV, Штурмовой танк М4АЗЕ2

ТТХ САУ Bison Ausf.H

Боевая масса, т. ….. 10,8

Экипаж, чел. ….. 5

Габаритные размеры, мм:

длина ….. 4835

ширина ….. 2260

высота ….. 2150

клиренс ….. 380

Толщина брони, мм:

лоб корпуса ….. 50

борт и корма ….. 15 — 20

днище ….. 10

лоб рубки ….. 25

борт и корма ….. 14,5

Максимальная скорость движения, км/ч ….. 47

Запас хода, км ….. 200


Батарея самоходных пехотных орудий Bison на огневой позиции. На переднем плане, САУ модификации «М», две других машины — «Н»

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector