Рождение «зверя» — танк Tiger I

Краткий очерк по самому известному тяжелому танку — Tiger I.

Этот танк сыграл, пожалуй, важнейшую роль в сражениях Второй мировой войны. Он позволил на время отсрочить неминуемый крах гитлеровского режима. В момент своего появления на фронте ему не могла противостоять ни одна бронемашина союзников.

Но не стоит думать, что танк «Тигр» появился в войсках Вермахта вот так вдруг. Появлению его предшествовала без малого двадцатилетняя работа германских инженеров. Работы над тяжёлыми танками в Германии, как ни парадоксально, велись даже во времена Веймарской республики, обходя запреты на разработку и производство собственных машин, наложенными союзниками после Первой мировой войны. Ещё в середине 20-х годов германское бюро по вооружению Сухопутных войск выработало строго секретные требования к перспективному тяжёлому танку с массой 20 тонн. В эти требования были заложены все достижения тогдашней военной науки.

Непосредственным предшественником «Тигра» стал танк проекта VK4501. Работу над ним поручили двум заклятым конкурентам – фирмам Крупп и Хеншель. Основные черты новой машины рождались во время обсуждения на совещании в штабе командования Германских сухопутных войск 26 мая 1941 года. На этом совещании и была принята общая концепция нового тяжёлого танка.

Первое опытное шасси специалисты фирмы Хеншель закончили собирать 17 апреля 1942 года, приурочив его ко дню рождения Гитлера. 20 апреля оба прототипа вывезли на испытания в Восточную Пруссию. На этих показательных испытаниях присутствовали все высокопоставленные руководители Германии. Показ техники явного фаворита не выявил. Обе машины имели множество серьёзных недостатков. Крупповские танки могли быстро разогнаться по твёрдому покрытию, но полностью провалили испытания на мягких грунтах. Вторым большим минусом конструкции была её чрезмерная сложность. Танк Хеншеля имел ненадёжный двигатель, но конструктивно был проще. Именно это сыграло важнейшую роль в выборе главного производителя тяжёлого танка. Именно проект VK4501 фирмы Хеншеля и стал родоначальником танков «Тигр- I», и постоянной головной болью противотанкистов союзных армий.

На Восточном фронте «Тигр-I» дебютировал в августе-сентябре 1942 года в боях под городом Мга. 29 августа пробную партию танков доставили на фронт. Но из-за недоработок конструкции они в первом же бою сломались, даже не успев выстрелить из орудий. Ценой больших потерь личного состава ремонтно-эвакуационного взвода машины удалось вытащить с поля боя. Две недели простояли они в ремонте. И только 16 сентября пять танков снова пошли в бой, в котором «Тигры» показали свою силу и надёжность для экипажей. Ни один снаряд советских противотанкистов не пробил толстой брони немецких танков.

Но решающий бой был 21 сентября, когда немецкое командование приказало группе «Тигров» пойти в атаку. Более неподходящего места для её проведения было придумать трудно. Через болота проходила единственная дамба, которая кое-как могла удержать тяжёлые танки. Естественно, что все «Тигры» были подбиты огнём русских «сорокапяток».

Тем не менее, достижения тяжёлых танковых батальонов, вооружённых «Тиграми», впечатляющи. Они оказывали большое влияние на ход, без исключения, всех операций союзников.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector