Разработка танка КВ-2

Проектирование и разработка танка КВ-2. Как разрабатывался танк КВ-2.

Опытный образец танка КВ с первым образцом большой башни со 152 — мм гаубицей. Февраль 1940 года. Отличие этой машины от серийных — расположение антенного ввода, смещенного от борта ближе к люку — пробке механика — водителя и отсутствие пробки для пулемета в лобовом листе (РГВА).

Как известно, танк КВ был принят на вооружение Красной Армии постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 443с от 19 декабря 1939 года, по которому новая боевая машина должна была вооружаться 76 — мм пушкой и пулеметами ДТ. Однако шедшая в то время советско — финляндская война внесла свои коррективы. Еще 18 декабря 1939 года, до принятия машины на вооружение, опытный образец КВ вместе с экспериментальными образцами тяжелых танков СМК и Т — 100 убыл в 20 — ю тяжелую танковую бригаду, которая вела боевые действия на Северо — Западном фронте.


Испытыние первого образца большой «пониженной» башни, установленной на шасси танка КВ. 1940 год

Война внесла свои коррективы в вооружение нового тяжелого танка КВ — дело в том, что в это время части Красной Армии вели тяжелые бои на Карельском перешейке, пытаясь прорвать финскую линию обороны, известную у нас в стране как «Линия Маннергейма». Эта линия состояла из железобетонных долговременных огневых точек (ДОТ), которые усиливались большим количеством различных инженерных заграждений — эскарпами, противотанковыми рвами и надолбами, рядами колючей проволоки, минными полями и т.п. Все это прикрывалось хорошо продуманной системой артиллерийского и пулеметного огня и полевой фортификацией (окопы полного профиля, пулеметные и артиллерийские ДЗОТы). А если добавить к этому суровую зиму (в 1939 — 1940 годах были морозы до 30 градусов, а снежный покров достигал в некоторых местах полутора метров), то станет ясно, что прорыв «Линии Маннергейма» для Красной Армии являлся далеко не простым делом.

Поэтому Военный Совет Северо — Западного фронта (в его состав входил и нарком обороны СССР К. Ворошилов) выступил с инициативой — вооружить первые четыре серийных танка КВ не 76 — мм пушкой, а 152 — мм гаубицей. Последнюю предполагалось использовать в первую очередь для разрушения инженерных сооружений, а стрельба по ДОТам (точнее по их амбразурам) стояла на втором месте. А так как установка артсистемы подобного калибра на танк являлась делом новым, то требовалось решить много задач, связанных с расчетом и монтировкой 152 — мм гаубицы на боевой машине. Эту задачу поручили группе инженеров артиллерийского конструкторского бюро Кировского завода в Ленинграде (всего около 20 человек), под руководством молодого инженера Н. Курина. Работа шла чуть ли не круглосуточно, так как времени для разработки новой боевой машины было крайне мало. Первоначально предполагалось установить в башне КВ 152 — мм гаубицу образца 1909/30 года, но затем предпочтение отдали более мощной гаубице М — 10 образца 1938 года.


Опытный танк КВ с первым образцом большой башни со 152-мм гаубицей. Февраль 1940 год. Отличие этой машины от серийных — расположение антенного ввода, смещенного от борта ближе к люку-пробке механика-водителя и отсутствие пробки для пулемета в лобовом листе.

Для монтажа этой артсистемы группа Курина совместно с СКБ — 2 (специальное конструкторское бюро), которое занималось разработкой танка КВ и обеспечением его серийного производства, буквально в течение двух недель разработала башню довольно больших размеров, в которой установили 152 — мм гаубицу М — 10, приспособленную для установки в танк. Артсистема имела укороченный ствол и уменьшенную длину отката. В документах она получила наименование МТ — 1 — «Мотовилиха — танковая № 1» (завод № 172, который занимался производством гаубиц М — 10, находился на территории Молотовского района города Молотов (современная Пермь), и изначально назывался Мотовилихинский механический завод). Кроме того, в документах встречается и другой вариант обозначения варианта 152 — мм гаубицы для КВ — М — 10Т (М — 10 «танковая»). Для того, чтобы упростить производство новой машины, диаметр погона башни КВ со 152 — мм гаубицей оставили таким же, как и у КВ с 76 — мм пушкой.

Танк КВ с новой башней и 152 — мм гаубицей получил обозначение в документах «КВ с большой башней», в то время как КВ с 76 — мм орудием именовался «КВ с малой башней». В 1940 году появилось и другое обозначение — танк со 152 — мм гаубицей именовался КВ-2, с 76 — мм пушкой — КВ-1. Обозначения КВ-2 и «КВ с большой башней» применялись параллельно. Кстати, интересный момент — танк КВ-2 официально на вооружение Красной Армии не принимался.

10 февраля 1940 года в тире Ленинградского Кировского завода провели первое опробование новой установки, смонтированной на шасси опытного танка КВ № У — 0 (индекс «У» обозначал «установочная серия», 0 — «нулевой образец», то есть опытная машина). 17 февраля эта машина, и первый танк установочной партии У — 1 (оба со 152 — мм гаубицами) убыли в Действующую армию на Карельский перешеек.


Опытный образец танка КВ с первым образцом большой башни со 152-мм гаубицей. Февраль 1940 года. На этом фото хорошо виден люк механика-водителя, конструкция которого отличается от серийных машин

Любопытный момент — не имея опыта установки на танк артсистем калибра 152 — мм, СКБ — 2 смонтировало на ствол гаубицы машины У — 1 специальную крышку (в переписке Кировского завода она именовалась «вьюшкой») для защиты от попадания в него пуль, осколков снарядов или кусков земли. Перед выстрелом крышка открывалась специальной тягой, а после выстрела закрывалась. Но проведенные испытания показали, что конструкция крышки и механизма ее открытия — закрытия оказалась неудачной, в результате чего от «вьюшки» отказались. Зато для защиты ствола гаубицы М — 10Т от пуль и осколков на него надели специальные кольца из брони толщиной 10 — мм (данное решение и в дальнейшем использовалось на всех танках КВ-2).

22 февраля на фронт ушел танк У — 2 с башней опытного танка У — 0 с 76 — мм орудием, а 29 февраля — танк У — 3 со 152 — мм гаубицей. Танк У — 4 (тоже со 152 — мм гаубицей) был готов 13 марта 1940 года, но на фронт его отправить не успели — советско — финляндская война закончилась.

Первые четыре серийных машины (заводские номера У — 1 — У — 4) изготовили по чертежам опытного танка (№ У — 0). Три машины, убывшие на фронт, отправлялись после испытания пробегом на 30 — 50 км с гарантией эксплуатации на 200 километров.

Тяжелые Танки СССР

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector