ПТ САУ СУ-76Д и СУ-57б

Краткий обзор опытных самоходок СССР СУ-76Д и СУ-57б.

Летом 1943 года конструкторы ГАЗ во главе с Н.Астровым совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как «безбашенные танки-истребители ГАЗ-74».

Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине — ГАЗ-74а — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12(более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.


ПТ САУ СУ-76Д

Второй вариант (ГАЗ-74б) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942г. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР планировалась на заводе ЯМЗ.

Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой «гибрид» из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В целом советский проект был близок к более позднему немецкому «Hetzer», уступая ему по мощности вооружения и защищенности. Ходовая часть САУ, применительно на каждый борт, состояла из пяти опорных катков от танка Т-70 с индивидуальной торсионной подвеской и четырех поддерживающих роликов. Ведущие колеса размещались сзади, направляющие — спереди. Гусеница мелкозвенчатая с литыми траками. Корпус изготовлялся из листов катаной броневой стали толщиной от 10 до 35 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки. В передней части корпуса находилось совмещенное отделение управления и боевое отделение, где размещался экипаж из четырех человек: механик-водитель, командир, наводчик и заряжающий. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Максимальные углы наведения по вертикали составляли от -5° до +14°. По горизонту орудие могло наводится в предалах 13,5° в обе стороны. Установка пушки, включая маску, была во многом аналогична СУ-76И. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-71, который начинали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. Воздухоочиститель масляно-инерционного типа.

ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла.

Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием.


ПТ САУ СУ-76Д

Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ.

ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причем одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров).

Вариант с 57-мм пушкой получила название СУ-57Б. В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения. Бронебойным снарядом обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм на дальности 1000 м и до 100 мм на дальности 500 м при нулевом угле встречи снаряда с броней.

Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась. К числу причин непринятия на вооружение назывались высокая стоимость САУ, необходимость производить новый дизель, не освоенного отечественной промышленностью (зависеть от зарубежных поставок в условиях войны было бы верхом неблагоразумия). !?.С.С: Крайне спорное утверждение, учитывая, что поставляемые GMC-71 ставились на арттягачь ЯМЗ-12. К тому же в ряде источников, говориться, что СУ-57Б была оснащена карбюраторным двигателем ЗИС-16 мощностью 100 л.с. Об этом же говорит и буква “Б” в назывании самой САУ.


ПТ САУ СУ-76Д

Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д («дизельная»). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ(?) перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.

Интересно отметить, что в начале 1945 года, захваченную в Венгрии САУ «Хетцер» испытывали совместно с СУ-57б, причем в заключении говорилось:

«Таким образом, немецкий опыт танкостроения показывает, что применение малоразмерных безбашенных танков в современной войне полностью себя оправдало… Сравнение немецкого безбашенного танка типа «оса» с машиной СУ-57б горьковского завода, имеющими сходную массу, показывает некоторые преимущества отечественной машины, связанные с применением дизель-мотора… Весьма удачным следует считать установку на крыше немецкого танка оборонительного пулемета с возможностью ведения огня из-за брони… К недостаткам СУ-57б можно отнести отсутствие в ее боекомплекте мощного осколочного или осколочно-фугасного снаряда…»

Эти малоизвестные, но очень перспективные советские САУ, как будто стали жертвой злого рока. Проблемы с двигателями, завышенные ожидания и не совсем верные оценки сил противника, стали причиной того, что они так и не пошли в войск. Хотя появившись раньше Хетцера, вполне могли занять достойное место в советских БТВ. Особенно СУ-57Б с ее мощной противотанковой 57-мм пушкой. СУ-57Б и СУ-76Д обосновано могли заменить легкий танк Т-70 с его 45-мм пушкой (напомню, что во время Курской битвы, доля легкого танка Т-70 была около трети от всех советских танков принимающих участие в сражении). А СУ-76М явно уступала ГАЗовским самоходкам, по уровню защиты и была больше и выше.

То, что Хетцер был тяжелее чем СУ-57Б и Су-76Д на 6 и 5 тонн соответственно, как то выпало из внимания специалистов НКБТВ. К тому же упомянутая “дороговизна” новых САУ мне кажется несколько надуманной.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector