Проектные Танки Германии | Прототипные Танки Германии | Экспериментальные Танки Вермахта | Экспериментальные Танки Германии

Версальский договор запрещал Германии проводить какие-либо работы в области танкостроения. Тем не менее, они велись. Так, в середине 20-х годов, в условиях строгой секретности, фирмами «Daimler-Benz», «Кruрр» и «Rheinmetall» были разработаны проекты трех танков под общим названием «Grosstraktors» (тяжелый тягач). В 1928 году закончили сборку опытных образцов фирмы «Крупп» и «Рейнметалл». А в 1929 году был готов и танк фирмы «Даймлер-Бенц», разработкой которого руководил профессор Ф. Порше (Porsche). Все три машины имели общую схему компоновки и примерно одинаковые боевые и технические данные. В ходе испытаний выявилась необходимость срочной разработки более мощных двигателей, удовлетворяющих особым условиям эксплуатации танков. Наибольших успехов в этой области достигла фирма «Майбах» (Maybach), имевшая большой опыт в создании и производстве двигателей для различного типа транспортных машин.

tank_grosstraktor-1062264 Танк Grosstraktor — Daimler Benz

В 1933 году по заданию ОКН (Oberkommando des Heeres — Главного командования сухопутных сил Германии) фирма «Rheinmetall-Borsig» разработала новый проект тяжелого танка, получившего условное обозначение Nb.Fz. (Neubaufahrzeug — вновь построенная машина). В том же году из неброневой стали было изготовлено два опытных образца танка — Pz.Kpfw.V и Pz.Kpfw.VI, — с двумя вариантами установки вооружения. Их испытания прошли успешно, и было принято решение о дальнейшем производстве и принятии на вооружение танка Pz.Kpfw.V. При боевой массе каждого танка в 21,8 т, их максимальная скорость по шоссе составляла 30 км/ч, а запас хода по шоссе достигал 140 км. В 1935 году изготовили три образца этого танка. Они использовались в боевых действиях при захвате Норвегии в 1940 году.

tank_grosstraktor_2-8394072 Танк Grosstraktor — Rheinmetall-Borsig

В конце января 1937 года ОКН выдало фирме «Хеншель» (Henschel & Sohn), расположенной в Касселе (Kassel) заказ на разработку проекта тяжелого танка, предназначенного для преодоления сильно укрепленной обороны противника. Проект получил название DW (Durchbruchwagen — танк прорыва). Руководил этими работами Э. Адерс — начальник отдела перспективных разработок и усовершенствования конструкции танков. Опираясь на опыт разработки легких и средних танков, фирма «Хеншель» применила ранее отработанную компоновочную схему с задним расположением силовой установки и передним расположением трансмиссии. Броневая защита корпуса танка была противоснарядной, равнопрочной, с толщиной броневых листов 50 мм. Бортовые листы корпуса танка пришлось сделать составными, так как сталепрокатные заводы Германии, в то время еще не могли изготавливать цельные броневые листы требуемых размеров.

henschel_dw2-7299179 Танк DW2 — Henschel

Поскольку требования к вооружению танка не были еще точно определены, то на опытном образце машины установили лишь весовой макет башни. Боевая масса танка составлял 30 т, максимальная скорость по шоссе достигала 35 км/ч. Но испытания танка обстрелом показали неудовлетворительную противоснарядную стойкость корпуса машины, а во время ходовых испытаний были обнаружены недостатки в работе тормозов и механизма поворота. Кроме того, конструкция подвески танка оказалась слишком дорогой и чрезвычайно сложной в изготовлении. Дальнейшие работы были прекращены.

henschel_dw2_2-1237833 Танк DW2 — Henschel

В конце 1939 года отдел Управления вооружений ОКН (Wa.Pruf.6) предложил фирмам «Хеншель», «Даймлер-Бенц» и «Порше» разработать танк для артиллерийской поддержки пехотных соединений. Проект получил обозначение VK.3001. В задании предусматривалось создание танка с боевой массой 30 т, способного развивать максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч. Броня танка (толщина лобовых листов — 60 мм, бортовых — до 50 мм), должна была обеспечить защиту от огня малокалиберных противотанковых пушек. В качестве основного вооружения предполагалось установить 75-мм пушку KwK L/24 или танковую пушку калибра 105 мм.

Два опытных образца танка были изготовлены фирмами «Хеншель» и «Порше». На машине фирмы «Хеншель» VK.3001(H) в качестве силовой установки использовался двигатель Май-бах HL 116, мощностью 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин. Трансмиссия танка, с гидравлическим управлением, состояла из карданной передачи, многодискового главного фрикциона, коробки передач, трехрадиусного механизма поворота и бортовых редукторов. Подвеска танка — индивидуальная, торсионная, с шахматным расположением опорных катков. Использовались 14 сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией и 6 поддерживающих катков. Два ведущих колеса располагались спереди, а два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц — сзади. На опытном образце танка VK.3001(P) фирмы «Порше» (заводское наименование «Leopard» или Sonderfahrzeud I — спецмашина I), в качестве силовой установки были применены два спаренных десятицилиндровых, карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Porsche 100, мощностью по 210 л.с. (155 кВт) при 2500 об/мин. Характерным отличием танка Ф. Порше было применение электромеханической трансмиссии, разработанной совместно с фирмой «Сименс» (Siemens). Трансмиссия состояла из двух генераторов постоянного тока, двух электродвигателей и контролеров управления. Каждый генератор приводился в действие отдельным карбюраторным двигателем. Электродвигатели, независимо друг от друга, через гидропередачу (фирмы «Voith/Heidenheim»), соединялись с одним из ведущих колес гусеничного движителя танка. Управление движением машины производилось за счет изменения скорости и направления вращения электродвигателей. Подвеска танка балансирного типа, состояла из шести тележек (по три на каждый борт). Все тележки были взаимозаменяемыми. Для подрессоривания тележки использовался горизонтально расположенный торсион.

vk3001-4607537 САУ VK3001

В 1941-1942 годах танки прошли всесторонние испытания. Необходимо отметить, что применение электромеханической трансмиссии на опытном танке фирмы «Порше» позволило существенно облегчить условия работы механика-водителя и обеспечить 30-тонному танку высокий уровень подвижности и максимальную скорость по шоссе до 60 км/ч. В дальнейшем на базе опытных образов VK.3001(H), фирма «Хеншель» изготовила две тяжелые самоходные установки Pz.Sfl.V (12,8 cm Selbstfahrlafette L/61). Параллельно с этим фирма «Хеншель» получила заказ на разработку тяжелого танка Panzerkampfwagen VII (проект VK.6501, заводское обозначение SW). Танк с боевой массой 65 т, вооруженный 75-мм пушкой и 2 — 3 пулеметами должен был иметь броню в лобовой части корпуса до 100 мм, и по бортам — 80 мм. Его экипаж состоял из пяти — шести человек. В качестве силовой установки предполагалось использовать карбюраторный двигатель Майбах HL 224 мощностью 600 л.с. (444 кВт).

vk3001_2-7344651 САУ VK3001

Проектированием и изготовлением башни танка VK.6501 с вооружением занимались специалисты фирмы «Рейнметалл-Борзиг» (Rheinmetall-Borsig). Из-за большой массы машины, для транспортировки по железной дороге, предусматривался демонтаж башни и перевозка ее отдельно от корпуса танка на соседней платформе. Сборка машины должна была производиться непосредственно на месте выгрузки с помощью специально разработанного крана. К концу 1941 года изготовили два опытных образца танка VK.6501. Но после проведения испытаний дальнейшие работы по этому танку были прекращены. 26 мая 1941 года, еще до завершения испытаний опытного танка VK.6501, отдел Управления вооружения выдал фирме «Порше» заказ на создание 45-тонного танка с 88-мм пушкой Flak.36. Проект получил официальное обозначение VK.4501. В то же время, фирма «Хеншель» получила заказ на разработку танка VK.3601, массой 36 т с аналогичным вооружением. Разработка конструкции вращающейся башни с вооружением была поручена фирме «Крупп». Основные технические требования к проекту танка VK.4501 заключались в следующем: при боевой массе 60 т машина должна была оснащаться двигателем мощностью 600 л.с. (444 кВт), развивать максимальную скорость по шоссе до 40 км/ч и по пересеченной местности — 25 км/ч. В качестве основного вооружения планировалась установка 88-мм пушки KwK 36 L/56, с начальной скоростью бронебойного снаряда 820 м/с.

vk6501-3962801 Танк VK6501

Опытный образец танка разрабатывался на фирме «Порше» под наименованием Sonder-fahrzeud II (спецмашина II). Чтобы тяжелая машина обладала необходимой подвижностью и легкостью управления, конструкторы решили установить на ней электромеханическую трансмиссию, которая отрабатывалась ранее на танке VK.3001(P). Увеличение массы танка потребовало более мощной силовой установки из двух карбюраторных 10-цилиндровых двигателей Порше 101/1, каждый из которых развивал по 320 л.с.(235 кВт) при 2000-2200 об/мин. Два первых танка VK.4501 (Р) были изготовлены фирмой «Nibelungenwerke». Толщина их противоснарядной лобовой брони достигала 100 мм. Длина машин составляла — 6,7 м, ширина 3,14 м, высота 2,8 м. При боевой массе в 57 т танки развивали максимальную скорость до 35 км/час. Но повышенный расход топлива (до 540 л/ч) ограничивал запас хода машин до 80 км.

vk6501_2-7052226 Танк VK6501

В то же время на фирме «Хеншель» под руководством главного конструктора Э. Адерса шла разработка танка VK.3601(H). В его конструкции был широко использован опыт, накопленный при создании предыдущих боевых машин. На танке устанавливалась традиционная механическая трансмиссия с коробкой передач Variorex, а в ходовой части использовалось шахматное расположение опорных катков большого диаметра. Эти работы вскоре были преобразованы в проект танка VK.4501(H — Хеншель). Сравнительные испытания опытных машин двух разных фирм прошли в апреле 1942 года. В отличие от танка VK.4501(H), танк VK.4501(P) прибыл на испытания уже с установленным вооружением. Поэтому машина Порше оказалась тяжелее и двигалась медленнее своего конкурента, но благодаря электромеханической трансмиссии, имела преимущество в маневренности и проходимости. Тем не менее, машина фирмы «Хеншель» была признана лучшей и под маркой Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) рекомендована для серийного производства и принята на вооружение. Основанием для принятия такого решения послужило то, что для изготовления электромеханической трансмиссии танка VK.4501(P) требовалось около 900 кг электротехнической меди. В условиях войны это было для Германии непозволительной роскошью.

vk3601h-6516258 Танк VK3601(H)

29 ноября 1941 года состоялось совещание, посвященное вопросам направления развития танкостроения, после которого фирме «Крупп» было выдано задание на разработку проекта тяжелого танка массой до 72 т. К марту 1942 года фирма представила для обсуждения разработанный проект танка VK.7201(K). Кроме того, в инициативном порядке фирмой было разработано несколько эскизных проектов тяжелых танков с боевой массой 110, 130, 150 и 170 т под общим наименованием «Krupp-Maus». В то же время эскизный проект тяжелого танка, массой 100 т разработала фирма «Порше». Оба проекта были рассмотрены и одобрены на совещании у Гитлера.

На совещании в апреле 1942 года Гитлер высказал пожелание о необходимости завершения к лету 1943 года всех работ над тяжелыми танками массой 100 т, задание на разработку которых было выдано еще в марте 1942 года. От фирмы «Крупп» он потребовал начать серийное производство тяжелых танков с середины лета 1943 года и обеспечить выпуск до пяти машин в месяц. Что касается вопроса о создании сверхтяжелых танков, то часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса. Но, несмотря на это, проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и получил название «Mammut» (Мамонт). Летом 1942 года фирма «Порше» получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения.

obyekt_205-2-4228369 Объект 205/2

Проектом предусматривалось создание танка с бронированием: лоб корпуса — 200 мм, башни — 220 мм, борта корпуса — 180 мм, борт и корма башни — 200 мм. Боевая масса танка должна была составлять 160 т, максимальная скорость — 15 км/час, основное вооружение — 150-мм пушка, устанавливаемая в передней башне, а вспомогательное — 128-мм пушка — в кормовой. Разработка проекта танка осуществлялась в КБ фирмы «Порше», расположенном в Штуттгарте. После ряда уточнений и изменений технических требований к тяжелому танку проект получил условное обозначение Projekt Nr.205 или «объект 205», а танк стал называться «Mauschen» (Мышонок). В июле 1942 года с эскизным проектом танка был ознакомлен Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы по проекту и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 100 мм.

maus_tank_vermaxt_2-6163225 Танк Maus

Основная тяжесть работ легла на плечи конструкторов фирмы «Порше», которым предстояло создать шасси танка и дизельный двигатель воздушного охлаждения. Первые испытания планировалось провести уже 5 мая 1943 года, и в целях экономии времени, вместо дизельного двигателя было решено для проведения испытаний первого образца танка использовать в качестве силовой установки авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года, в своем докладе Гитлеру, Ф. Порше сообщил о завершении всех подготовительных работ по организации производства «объекта 205» на фирме «Крупп», и о готовности построить первый образец к лету 1943 года. Полноразмерный деревянный макет танка «Mauschen» был показан Гитлеру 4 января 1943 года. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм «Порше» и «Крупп». Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы «Порше» и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству.

pz_kpfw_maus-3119618 Pz.Kpfw. «Maus»

2 февраля 1943 года, когда работы по созданию танка были в самом разгаре, Управление вооружения внесло в проект изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с емкостью бака для огнесмеси 1000 л. Это вызвало резкий протест разработчиков проекта, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но Управление настояло на выполнении этого требования. Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного танка VK.4501 (Р), но с установкой огнемета, массой 4900 кг, общая боевая масса танка возрастала на 5,5%. Это требовало установки двух дополнительных узлов подвески и, следовательно, увеличения длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой «Шкода» было принято решение — установить пружинно-спиральную подвеску. 6 апреля 1943 года с инспекционным визитом в Штуттгарт прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить этот макет в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Макет был разобран и упакован для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета. 1 мая 1943 года на Главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером. С этого момента «Мышонок» превратился во взрослую «Мышь» (наименование танка сократилось до «Maus»).

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector