Опытные Танки США — Кристи Т3

Краткий обзор возникновения и создания танка Кристи T3.

Революционный прорыв в конструировании танков был осуществлен на рубеже 20-х 30-х годов владельцем частной фирмы, американским инженером по имени Дж. Уолтер Кристи. Выражение «танки Кристи» стало тогда синонимом боевых машин, главным качеством которых являлась высокая скорость. Идея колесно-гусеничного танка, обладающего высокой оперативной подвижностью. даже в ущерб другим характеристикам, нашла воплощение в ряде опытных конструкций Кристи. Первую машину такого типа он построил еще в 1919 году. Экспериментальный танк имел только две колесные пары, развивал скорость 11 км/ч на гусеницах и 21 км/ч на колесах. Смена хода производилась за 15 минут. Многочисленные недостатки вынудили Кристи переделать машину. Новая модель образца 1921 года получила подрессоренную переднюю пару колес и усиленные центральные тележки.

Башня у танка Кристи Т3 отсутствовала водитель размещался под бронеколпаком, а пушка монтировалась в лобовом листе корпуса. Военное руководство США не проявило большого интереса к этим конструкциям, и в 1926 году Кристи предложил оба варианта танка полякам, впрочем, тоже безуспешно. Спустя два года талантливый изобретатель разработал новый 1 тип колесно-гусеничного шасси с восемью катками, обладающими индивидуальной свечной подвеской. Хотя скорость танка ТЗ достигла 74 км/ч на колесах и 43 км/ч на гусеницах, американские военные с сомнением отнеслись и к этой машине, заказав лишь 7 усовершенствованных танков Кристи.

Три танка Кристи ТЗ образца 1931 года поступили на вооружение 67-го пехотного полка и были названы «Торнадо», «Харрикейн» и «Циклон». В 1-ю кавалерийскую дивизию были отправлены четыре т. и. боевые машины Т1, вооруженные 12,7-мм пулеметом. Армия США закупила также два танка ТЗ, предназначенных для Польши, и присвоила им обозначение ТЗЕ1. Они отличались шестеренчатой гитарой вместо цепного привода ведущего колеса на колесном ходу. Еще два танка ТЗ образца 1930 года были проданы СССР, где они послужили основой для целого семейства машин БТ.

Принципиальным внешним отличием ТЗ от других танков той поры были два элемента: длинный узкий корпус с вытянутей клинообразной носовой частью и большие обрезиненные катки-колеса Первая особенность повышала противоснарядные, рикошетирующие свойства танка в его лобовые части. Вторая обеспечивала простоту и быстроту перехода с гусеничного хода на колесный. Но более важными были внутренние новшества: подвеска катков обеспечивала их очень большой вертикальный ход а мощный двигатель создавал высокую энерговооруженность танку. Все вместе взятое обеспечивало машине Кристи новое свойство динамичность.

При выходе танка на оперативный простор и появлении возможности совершить марш-бросок по хорошей дороге два танкиста могли за тридцать минут снять гусеницы и подготовить машину к движению на колесах. В этом случае передние катки становились направляющими колесами, две пары средних приподнимались вверх, а задние превращались в ведущие колеса. Однако высокие ходовые качества ТЗ имели и отрицательные стороны: износ крупнозвенных гусеничных лент и малый объем боевого отделения танка из-за размещения пружин подвески внутри корпуса.

Безусловной заслугой Кристи явилось то, что он первым воплотил в танке идею гармоничного сочетания трех его основных качеств: подвижности, огневой мощи и защищенности. Первыми оценили изобретение талантливого конструктора не его соотечественники, а инженеры СССР, наладившие массовый выпуск колесно-гусеничных машин.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector