Немецкие танки и бронетехника — интересные факты про танки Германии

description-1820629 Интересные факты про немецкие танки и бронетехнику, созданные и проектные — интервью у Хилари Дойла.

Хилари Дойл — это самый знающий немецкую технику человек на нашей планете. Не так давно он посетил Кубинку около Москвы, где Overlord, сотрудник Wargaming, ответственный за связь с общественностью на европейском форуме, не теряя зря времени, задал ему несколько интересных вопросов:

Вы бы стали доверять Советским людям, чьи семьи были убиты немцами во Второй Мировой, в беспристрастном производстве игры о Второй Мировой ?

Что объединяет нас всех — это наш интерес к техническим, историческим и стратегическим аспектам минувшего конфликта. В более чем сорока годах исследования я встречал участников от многих наций — никто не был мотивирован печальными аспектами их прошлой истории. Поэтому я уверен что наш общий интерес позволяет нам возвыситься над тем личным опытом.

Экранная навесная броня PzKpfw IV и StuG III имела ли ценность на поле боя ?

Навесная броня была ответам на частную угрозу встреченную Германией в России. Русская пехота была хорошо вооружена 14.5 мм противотанковыми ружьями. Когда танки для достижения целей выдвигались вперёд от защищающей их пехоты, они часто были объектами к боковой атаке от скрытой пехоты, вооружённой этими противотанковыми ружьями. Средние танки: PzKpfw III, PzKpfw IV и Stug III — все имели 30 мм бортовой брони, которая была уязвима к нескольким попаданиям 14.5 мм противотанкового ружья, которые могли стать причиной механического повреждения и ранения экипажа. В начале считалось, что бортовую броню надо будет увеличить, однако это могло иметь соответствующие последствия и требовало время для реализации. Немецкие инженеры установили, что 5 мм стальная плита, установленная на некоторой дистанции от бортовой брони, была более чем достаточной для обезвреживания энергии выстрелов с противотанковых ружей прежде, чем они достигнут бортовую броню — так родилась навесная броня.

Возможно ли оценить ожидаемую производительность PzKpfw V Panther / Panther II на поле боя ?

Panther II была начата как ответ на угрозу Русской пехоты, вооружённой противотанковыми ружьями, уже описанными в вопросе 3. Главной задачей была более тяжёлая бортовая броня. Разумеется, как только новая разработка началась, она дала возможность для внесения дополнительных технических идей. Одной из таких идей была стандартизация всех компонентов, которые должны были быть едиными и для Тигра 2, такие как трансмиссия Майбах Олвар, подвеска, катки и т.п. Panther II была длиннее и тяжелее обычной Panther. Также было предложено несколько проектов башен, но ни одна из них не была установлена на опытный образец.

С изобретением навесных экранов разрыв между опорными катками и наклонным корпусом PzKpfw V Panther мог быть покрыт навесной бронёй и необходимость в более тяжёлой Пантере 2 отпала. Несмотря на отмену Panther II, её прототип был построен из мягкой стали и использован для исследовательских целей.

Этот прототип Пантеры 2 был захвачен с завода MAN американцами в конце войны. Он был на показе в Музее Форт Нокса до 2010. В процессе реставрации в семидесятые нормальная башня Пантеры модификации G была установлена для выставочных целей

В войне между Хеншелем и Порше выиграла ли лучшая модель или были другие политические факторы, и какие эффекты, по вашему мнению, появились на танке ?

Разные индустриальные фирмы всегда конкурировали для победы за прибыльную разработку и получения контрактов. Порше был инженером, разрабатывающим инновационные решения, и был любимцем политиков. Хеншель имел преимущество в соревновании за то, что в итоге станет Тигром, потому что с поздних тридцатых годов они были ответственны за несколько разработок, ведущих к производству пробной серии из восьми VK 3001 (H). VK 3001 (H) был отменён в связи с опытом, полученным во Франции в 1940 и разведывательными донесениями отмечающими, что ещё более мощные танки потребуются к 1942.

Кроме восьми танков VK 3001 (H), компоненты были использованы для постройки двух испытательных 128 мм САУ V (Одна из таких уникальных машин сохранена для всеобщего обозрения в Танковом Музее Кубинки около Москвы)(Sturer Emil).

Следующий шаг, сделанный инженерами Хеншеля, был VK 3601 (H). Этот имел много улучшенную подвеску с более широкими гусеницами. Но этот проект, в свою очередь, был заброшен после одного построенного опытного образца, вследствие того, что корпус не был широк достаточно для водружения на него погона башни, достаточного для башни с 88 мм пушкой, которая требовалась. Следующая версия была VK 4501 (H) и имела много общего с VK 3601 (H), но с более широким корпусом — это и стало Тигром 1.

Первая попытка Порше в проектировании танка был VK 3001 (P). Он имел много новых решений, включая: горизонтальная торсионная подвеска, спроектированная для освобождения места внутри корпуса и позволявшая более лёгкую замену, электрический двигатель с воздушным охлаждением. Вновь этот проект был отменён потому, что корпус был слишком узкий для вооружения башней с 88 мм пушкой. Порше быстро расширил этот проект в VK.4501 (P). Был сделан заказ на одну сотню Тигров Порше, но проблемы с новым воздушным охлаждением не могли быть решены вовремя. Поэтому Тигр Хеншеля пошёл в серию. Башни, построенные для Тигра Порше, были установлены на Тигры Хеншеля. Тигр 1, выставленный в Танковом Музее в Бовингтоне в Англии, имеет оригинальную башню, предназначенную для Тигра Порше.

90 шасси, построенных для Тигра Порше были переделаны для самоходных установок Фердинанд. Укомплектованный двумя стандартными двигателями Maybach HL 120, электропривод показал себя очень удобным. Из всех танков Фердинанд имел наивысшее соотношение убийств.

Я хотел бы знать какой проект Хеншеля или Порше Вы всё-таки предпочитаете как возможный Тигр ?

В течение моей карьеры в качестве Танкового автора я был потрясён техническими проектами и разработками разных машин. Я не могу по правде сказать, какой я предпочитаю над другим. Каждая разработка представляет мысль в данный момент времени. Технически Тигр Порше был очень интересным и был очень успешным в лице Фердинанда.

Допуская, что базовые проблемы могли быть решены — как бы 7002 DB вёл себя на поле боя ?

Есть бесконечный список предполагаемых идей, подходящих к конкретной и каждой дискуссии. Разные компании, проектировавшие танки, были быстры, чтобы сказать: «Конечно мы можем это сделать.» в надежде на последующий контракт. В следующей дискуссии часто представлялись проекты. Но лишь несколько таких идей в действительности выживали, пока требование формулировалось.

Что могло быть следующим улучшением Jagdpanther ?

Когда немцы разрабатывали жёстко смонтированное орудие для Jagdpanzer 38t Starr, было предложено установить жёсткую версию 88 мм на ЯгдПантеру. Преимуществом в сравнении с обычной ЯгдПантерой было уменьшение размеров устанавливаемого орудия, маски и отверстий в фронтальной бронеплите. Уменьшение веса могло улучшить ходовые качества.

Я бы хотел спросить о ПТ-САУ на базе шасси Е-100. Были ли какие-нибудь планы подобной машины или это просто идея сделать где-то в будущем ПТ-САУ на этом шасси, но никаких планов и спецификации ? Другими словами, как много правды в популярных Jagdpanther-подобных и Е-100 Крокодилов из Интернета ?

Е-100 эволюционировал из предложений Круппа, что альтернатива Мыши Порше могла быть целесообразна в виду проблем, встреченных во время разработки Тигра Порше. (Смотрите мой ответ на вопрос 5). Не смотря на то, что я сомневаюсь в требованиях в таком тяжёлом танке, по факту Мышь Порше доказала себя технически весьма надёжной. К разочарованию Круппа проект Е-100 был перенесён в Адлер, чтобы его продолжали только как экспериментальную машину. Мы не нашли никакой документации, предполагающей использование шасси Е-100 в других целях.

Я нашёл оригинальные чертежи к установке орудия и маски для 150 мм Sturmgeschuetz L/67. Там есть пометка к чьему шасси предполагается данное орудие и набросок фронтальной брони, не подходящей ни к одному из известных проектов.

Что было наибольшей ошибкой немцев в изобретении танков и что было их наибольшим успехом ?

Немцы были медлительны, чтобы признать, что подвеска с гусеницами шире чем 400 мм будет необходима и что одну из их наиболее мощных (длинных) пушек надо было установить раньше. Нужно помнить, что узкие гусеницы эффективны на мощёной дороге и немцы неохотно устанавливали длинные орудия, которые выступали за борт корпуса в населённых пунктах. Наибольшим успехом была Пантера. Это был превосходный во всём боевой танк, с хорошими ходовыми качествами и превосходным орудием. Последняя модель Пантеры модификации F, которая была запущена в производство в конце войны, имела новую Schmalturm (Узкую башню), которая убирала слабость в виде ловушки для снаряда ранних версий. С опытным, хорошо обученным экипажем Пантера была выдающейся.

Какие были у немецкой армии взгляды на Советские 122 мм и 152 мм пушки ?

Немцы считали 122 мм мощной и опасной, но многие элементы, влияющие на исход боя, сложны. Для любого, кто интересуется в подобных вещах, я бы рекомендовал прочесть две выдающиеся книги, отредактированные моим коллегой Томом Йентцем, которые называются «Panzertruppen» Volume 1 и Volume 2 (часть 1 и часть 2). Глава 30 в Части 2 «The last year on the Eastern Front» (Последний год на Восточном Фронте) содержит 27 страниц оригинальных немецких докладов, которые отображают их взгляды в этот период.

Я лишь упомяну некоторые из них:

… Тигр (с прибытием 122 мм орудий) не может более пренебрегать (тактически) принципами, которые применяются другими видами танков…

… утверждения такие, как «неуязвимый», должны быть уничтожены…

С другой стороны:

… Танки ИС обычно сражаются только на дальней дистанции (2000м)… (где фронтальная броня не может быть пробита)

… низкая скорострельно танков ИС (должна быть использована)

… (Русский) Противотанковые орудия являются основными противниками танков

Я не видел упоминаний 152 мм, так что она, возможно, считалась сравнимой с другими артиллерийскими орудиями подобного калибра.

Были ли какие-нибудь испытания на броне Ягдтигра и результаты ?

Профессор Доктор Рау был ответственен за проектирование, разработку и применение немецкой брони. Его департамент установил стандарты и имел очень чёткую процедуру испытания брони, чтобы быть уверенными в том, что она удовлетворяет требованиям. Ни один танк не был произведён с бронёй, которая бы не удовлетворяла требованиям.

Пока война нарастала, высочайшие спецификации брони были зарезервированы для танков. Броня меньшей спецификации могла быть произведена дабы дать защиту против шрапнели и огня стрелкового оружия на менее важном оружие, таком как САУ.

Испытания (всеми странами) производились с использованием своего собственного оружия.

Были ли вообще проекты, призванные перенести трансмиссию немецких танков в корму, как это было у русских ?

Да, по крайней мере на «экспериментальном» уровне проекты рассматривали установленные сзади бортовые редукторы как часть «концепции силовой установки» для упрощения обслуживания. Однако, так как передний привод рассматривался как хорошее решение, никакого обсуждения не было. Передовые разработки такого решения можно увидеть в проектах Е-10 и Е-25. «Проект В Antrieb» — это наименование проекта силовой установки, которая бы совмещала 1200 сильный двигатель Майбах с 8-скоростной комбинированной трансмиссией Mekydro и рулевым управлением для заднего привода в Е-100, но это заставляло передвигать части мотора вперёд и делало необходимым формирование полностью нового корпуса.

Как мы знаем, многие немецкие танки использовали двигатели серии Майбах. Эти бензиновые двигатели изначально разработаны для самолётов. Делали немцы/Майбах (MTU сегодня) какие-нибудь альтернативные двигатели для исключительно танкового использования в течение войны ? Если они делали, то почему они не применяли их ?

Доктор Майбах разрабатывал двигатели высокой мощности для многих целей. Перед войной Германия решила стандартизировать бензиновые, а не дизельные двигатели в целях упрощения логистики. Поскольку Майбах производил цепочку двигателей с высокой удельной мощностью, он был выбран как поставщик двигателей для всех специальных военных машин, таких как полугусеничные машины и танки. Специфичным преимуществом мотора Maybach V была его исключительная маленькая длина. Это было связано с запатентованной системой роликовых подшипников, использующихся на коленчатом валу. Этот компактный размер означал, что моторное отделение могло быть меньше и вес корпуса, нужный для его защиты, был меньше.

Мотор Maybach HL 230 P30 был прогрессивным, ставший ещё более надёжным, несмотря на проблемы с сырьём. Он выдавал 700 лошадиных сил. Майбах испытывал версии HL234 с системой впрыска топлива и других улучшений, которые могли бы дать 900 лошадиных сил без увеличения размера.

После войны французы использовали Майбах для разработки HL295 1060 сильного, для их AMX-50.

В течение войны другие немецкие производители моторов постоянно пытались безрезультатно сломать монополию Майбаха.

Не могли бы Вы дать какую-нибудь дополнительную информацию о газотурбинных двигателях, разработанных в германии во ВМВ ?

Как только мощь реактивных двигателей была признана Германскими проектировщиками самолётов, стало неизбежно, что эта новая форма двигателей будет предложена для танков. Были сделаны некоторые наброски, показывающие турбину в Тигре 2, но нет никаких признаков того, что этот проект продолжился. Когда я работал с ныне покойным Вальтером Шпильбергером, мы публиковали доступные наброски идей установки реактивного двигателя в Тигр в книге публикации двигателей «Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten». Эта книга доступна и на английском языке «Tigers I and II» от Schiffer Publications.

Почему немцы использовали сварную броню вместо более эффективной литой брони (Башня и фронтальный корпус Шермана, некоторые русские башни и корпуса). Немецкие инженеры не могли/ не знали технологии как производить их ?

Я не видел никаких доказательств того, что литая броня была хоть как-то эффективней катанной броневой плиты. Немецкая технология сварки была более продвинута, чем у любой из стран Союзников, и это позволяло им эффективно сваривать катанные плиты для создания гибких конструкций. Разумеется, литая броня также была использована, когда производились трудные формы, например, орудийные маски, фронтальные плиты боевого отделения Jagdtiger.

Какую информацию Вы можете нам дать касательно таблицы пробития немецких танков ? Какую из них вы считаете более надёжной ?

Эта не та область, которой я лично уделял внимание в процессе моих исследований. Многие такие таблицы были произведены немцами для разных калибров орудий и для модификаций, которые появились. Были таблицы для разных типов снарядов. Время от времени мы включаем упрощённую информацию о пробитии в наши публикации, но абсолютно точно этот вопрос заслуживает отдельного хорошего исследования в отдельной книге.

75 мм KwK 42 L/70 было отменным орудием в свой период. Оно имело несколько хороших качеств. Оно обладало очень хорошими пробивными качествами; оно было более точным, чем большинство орудий того периода и оно имело высокую скорострельность. Снаряды были не такими громоздкими и тяжёлыми. С хорошо обученным экипажем оно позволяло иметь более высокий шанс столь важного первого выстрела. 88 мм конечно имело большее пробитие, но было менее точным и требовало большее время на перезарядку.

Какая башня наиболее вероятно построилась бы для шасси Е-100 ? Этот или этот. Или что-нибудь ещё ?

Башня для Е-100 проектировалась Круппом. Это была более лёгкая версия, с более тонкой бронёй, башни предназначавшейся для Маус 2. Я приготовил чертежи этих башен для нашего Panzer Tracts No.6-1 «schwere Panzerkampfwagen Maus and E-100». Ни одного экземпляра этой башни не было построено.

Машины для этих сайтов есть фикция создателей для развлечения, хотя чертежи так называемых Jaguar II (E25), Hetzer II (E10) and Jagdpanther II основаны на моей публикации чертежей предположений, которые хотя бы достигли стадии разработки.

Аналогичный вопрос про Jagdpanzer E-100, если бы такой танк был изготовлен, какого рода орудие на него установили бы, какая спецификация была бы: вес/броня/размер для верхнего каземата = наиболее близка к Jagdtiger, Фердинанду или Jagdpanther ?

Если бы такой проект создали, я считаю, что результат был бы похож на Jagdtiger или, возможно, Jagdpanther, так как это позволило бы свободный доступ к моторному отсеку. Krupp предложил Jagdpanther с 128 мm орудием, но, чтобы разместить такое большое орудие, они предложили разместить боевое отделение в корме. Я думаю, что удалению мотора должен предшествовать демонтаж орудия. Фердинанд имел два двигателя Maybach HL120, которые могут быть удалены по обе стороны от пушки.

Возможно ли для Е-75 и Е-50 размещение трансмиссии в корме ?

Да, но это потребует провести много работ по проектам и разработкам. Посмотрите мой ответ на вопрос 13.

Насколько достоверен чертёж Крокодила — Stuf E90 Crocodile ?

Как я уже говорил при ответе на вопрос №18, такие машины — конструкции, вымышленные для развлечения, совсем как «Тысячелетний сокол» и TIE-истребители в фильмах «Звёздных войн». Они всегда кажутся довольно достоверными и даже восхитительными — в контексте научной фантастики.


ПТ-САУ E90 Crocodile и Jagdtiger II.

Некоторые из рисунков этих машин скопированы из моих иллюстраций к Paper Panzers. Вот эти хотя бы оказались на чертёжном столе до 1945-го. С моим коллегой Томом Йентцем я опубликовал пока что два выпуска Panzer Tracts (No.20-1 и No.20-2) на тему Paper Panzers (то есть, проектов, для которых немецкой промышленностью были сделаны хотя бы эскизы или наброски). Первый выпуск покрыл Panzerkampfwagen [танки], Sturmgeschuetz [САУ], Jagdpanzer [ПТ-САУ], в то время как во второй были включены идеи Aufklaerungspanzer [разведывательный танк], Beobachtungspanzer [корректировки артогня] и Flakpanzer [самоходная зенитная установка]. Мы надеемся, что в будущем появятся дополнительные выпуски по Paper Panzers, так как у нас ещё много неопубликованных рисунков и документов.

Зачем так долго производили Panzer III ? Не лучше ли было бы полностью переключиться на Пантеры после 1943-го ?

VK.20.01 D имел дизельный двигатель и улучшенную трансмиссию. Была разработана новая башня большего размера, по типу ставившейся на PzKpfw IV. Она фигурировала в некоторых выпусках наших Panzer Tracts о Pz Kpfw III и Pz.Bef.Wg (командирских машинах).

Выпуск PzKpfw III был приостановлен настолько быстро, насколько это было разумно. Вообще не бывает возможности остановить большие производственные цепочки без уже готовой замены. В некоторых случаях, комплектующие производятся за год до окончательной сборки. С точки зрения войск, даже устаревший PzKpfw III был лучше, чем ничего. Большинство фабрик, вовлечённых в процесс сборки PzKpfw III, собирались переключиться на улучшенные варианты PzKpfw III, как, например, показывают разнообразные испытательные программы, некоторые из которых датируются даже 1937-м годом.

Z.W.40 имел более широкие гусеницы и подвеску с чередующимися катками большого диаметра. Был произведён как опытный образец, так и установочная партия из двадцати штук.

Все эти разработки были свёрнуты из-за необходимости быстрого ответа на русские танки, встреченные в 1941-м. Большая часть фабрик, работавших над PzKpfw III, была должна переключиться на Пантеры как можно скорее.

Во время конференции 3-5 января, Гитлера проинформировали, что выпуск PzKpfw III (5cm L/60) будет свёрнут и завершён таким образом:

  • 235 ходовых пойдут на производство штурмовых орудий (Sturmgeschuetz).
  • 100 будут переделаны в огнемётные танки (Flammpanzer).
  • 56 танков будут собраны для Турции.
  • 144 модифицируют до версии PzKpfw III Ausf.N (7.5cm L/24).

А что, если по-быстрому, произошло в реальности:

  • M.N.H. (Maschinenfabrik Niedersachsen-Hannover) выпустили свои последние Pz.Kpfw. III в январе 1943-го, и перешли на сборку Пантер. Впрочем, в период с апреля по август 1943-го, M.N.H выпустила небольшую серию Pz.Kpfw. III Ausf. N.
  • M.A.N начали сборку Пантер в январе 1943-го.
  • Daimler-Benz в декабре 1942 — феврале 1943 выпустили 50 Pz.Bef.Wg.Ausf.K (командирских машин) с новой большой турелью, упомянутой выше. В феврале 1943-го они начали сборку Panther.
  • Henschel начал сборку пантер в марте 1943-го.
  • M.I.A.G (Muehlenbau-und-Industrie AG) были последним [кроме MNH] производителем Pz.Kpfw. III в 1943-м. Они передали Wegmann 100 танков для переделки в огнемётные, а также выпустили небольшое количество Pz.Kpfw.III Ausf.N, но перешли на крупномасштабное производство Sturmgeschuetz с февраля 1943-го.

Остальные второстепенные заводы переделали небольшое количество Pz.Kpfw.III в Ausf.N. на протяжении 1943-го и 1944-го.

Как менялись качество немецкой стали и качество сварки за годы войны ? Стали ли они лучше или хуже ?

Качество немецкой сварки оставалось неизменным до 1945-го. Нужно помнить, что до войны немцы опережали всех союзников в технологиях сварки. Выпуск стали за время войны несколько менялся из-за уменьшающейся доступности некоторых видов сырья, но немцы компенсировали это изменениями формулы сплава и, в некоторых случаях, утолщением брони. Высококачественная немецкая броня береглась для танков. Чтобы увеличить производство самоходной артиллерии, не нанося ущерба выпуску танков, для них использовалась броня более низкого качества с иностранных металлургических заводов. К примеру, Jagdpanzer 38(t) (часто некорректно именуемый Хетцером) был разработан, чтобы заменить прежние противотанковые самоходки с открытым верхом. Так что Jagdpanzer 38 имел более дешёвую броню — 20мм бортовой (примерный эквивалент 10мм немецкой брони) и 60мм на лбу (примерный эквивалент 30мм немецкой брони) — но это сделало возможным масштабное производство этих машин и давало экипажам несколько лучшую защиту, чем на противотанковой самоходке с открытым верхом.

Другие танковые нации следовали за немецкой методологией ? Почему они решили следовать или не следовать ?

У большинства стран есть свои собственные машиностроительные и производственные методы, так что очень редко решения одной страны вводятся в оборот другой без адаптации их к местной методологии. Любая страна, встречающаяся с хорошей идеей, введённой другой страной, старается улучшить её, внедряя эту идею в свои собственные планы.

Есть мнение, что у немцев были более высокие стандарты качества снарядов (для танков, артиллерии, прочего), в то время как некоторые другие нации полагались на формулы вместо испытаний. Это верно ?

Я не занимался этой областью, так что не могу ответить.

Т-34 ранних серий обычно считается (кроме пропагандистских листков) гробом на гусеницах (плохая или отсутствующая радиосвязь, ужасающая трансмиссия, отвратительное качество брони, почти полное или полное отсутствие прицельного оборудования). В то же время, первые столкновения с этим танком, по некоторым источникам, вызывали панику и зависть среди немецких командиров, а сами захваченные танки использовались вермахтом. Где же подвох ?

Когда немецкие войска встретились с Т-34, они видели только лучшие его качества и не понимали сложностей применения этого танка. Они видели наклонную броню, большую пушку и широкие гусеницы, и они понимали, что основа их танковых сил (на то время Pz.Kpfw. II, Pz.Kpfw. 35(t), Pz.Kpfw. 38(t) и даже Pz.Kpfw.III) такого не имеет. Впрочем, очень быстро немецкие танковые войска разработали тактику противодействия Т-34 и на протяжении следующих двух лет не имели с ним никаких особенных проблем.

Использование захваченных танков — отдельный вопрос. Вообще говоря, трофейные танки используются на второстепенных направлениях против пехоты, практически полностью или полностью лишённой противотанковой обороны — где подобные недостатки не важны. Появление любого танка перед пехотой вызывает у неё беспокойство. Трофейные танки также часто использовались для тренировки. Даже в тех случаев, когда захваченные танки были боеспособны, их обслуживание было проблемой из-за нехватки запчастей. Когда немцы захватывали Т-34, они старались улучшить их, добавляя свои командирскую башенку и радиооборудование.

Все знают, что слабое место большинства немецких танков — их переднее расположение трансмиссии. Есть ли надёжные источники, подтверждающие, что пробитие трансмиссии могло вызывать загорание трансмиссионного масла и внутренний пожар ?

Думаю, это популярное заблуждение. Немецкие отчёты часто упоминают слабым местом своих танков бортовую броню. О передней трансмиссии упоминания нет. Лобовая броня считалась удовлетворительной защитой против угроз того времени. Самоходчики (Sturmgeschuetz), считали, что главной проблемой, обнажающей слабость бортовой брони, была тактика применения танков.

Все баки полны горючих жидкостей, но нет никаких свидетельств тому, что пробитие трансмиссии вызывало какие-то особенные проблемы. Пожар боеукладки вызывает куда больше проблем.

Кое-что о SturmTiger:

  • Эффективность в бою ?
  • Какой тип снарядов использовался в бою ?
  • Я слышал, что у штурмтигров были Hе (фугасные) и HEAT (кумулятивные) снаряды, и что последний мог пробивать 2,5 метра железобетона. Какое же пробитие этого снаряда по стали ?


САУ Sturmtiger (Штурмтигр).

Sturmmoerser Tiger был разработан, чтобы уничтожать вражеские защищённые позиции очень большими фугасными снарядами, имея при этом тяжёлую броню, чтобы противостоять ответному огню. Первое их боевое применение было в составе Stu.Mrs.KP 1000, который был послан в Варшаву с двумя Sturmmoerser Tiger. Начиная с 19-го августа 1944-го, эти штурмтигры успешно использовались для уничтожения зданий и подрыва бетонных барьеров.

Впрочем, командир отделения в своём отчёте указал, что эти задачи могли быть выполнены и не такой дорогой и защищённой машиной, так как, чтобы избежать ударной волны от своих собственных снарядов, штурмтиграм приходилось работать с дистанции, где тяжёлая броня не давала особенной пользы.

Фугасным снарядом был 38cm R.Spr.Gr.4851. Также существовал 38cm R.HL. 4592, разработанный для уничтожения бронированных бункеров.

E-серия:

  • Что-то насчёт Е-5 ? Есть ли хоть какая-то картинка любого проекта танка Е-5 ?
  • E-10 планировался с той же бронёй, что и Хетцер, или с лучшей ? Что насчёт подвески ?
  • E-25 планировался с 7,5cm L/70 или с 8,8cm L/56 ? С картинкой, пожалуйста.

Е-серия задумывалась Книпкампом для разработки возможных будущих комплектующих, особенно, двигателей, трансмиссий и подвесок. Контракты на производство ещё не были предусмотрены.

Разработчики надеялись, что части Е-10 и Е-25 будут взаимозаменяемы. В разработке участвовали компании, не занимавшиеся до этого танками, чтобы не отвлекать производство нормальных танков от текущих задач.

Разработка Е-10 была поручена Magirus, чертежи были закончены в 1944-м. Были заказаны три корпуса, они собирались в цехах на момент прихода русских. Двигателем должен был быть 400-сильный Maybach HL 100, трансмиссия была задней. Уникальной особенностью подвески было то, что она была подсоединена к приводу, так что машина могла подниматься и опускаться.

Контракт на разработку Е-25 был выдан Argus. ZF предложили полуавтоматическую трансмиссию, двигателем планировался ещё более мощный Maybach HL 101 со впрыском топлива. Были заказаны три экспериментальных корпуса. Была предложена подвеска на шайбах Бельвилля, так как считалось, что её будет легко производить, она сможет быть перестроена под размер танка и она сможет располагаться снаружи корпуса для лёгкой замены (что лежало в основе идеи Порше применить горизонтальную торсионную подвеску в Tiger P).

Е-50 и Е-75 должны были развивать идеи Пантеры и Тигра 2 с новой подвеской и, в дальнейшем, задним приводом.

Е-100 был добавлен в экспериментальные серии лишь потому, что в нём был использован новый тип подвески для тяжёлых танков. По Е-5 у меня нет информации.

Раздел сайта: Танки III Рейха

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector