Мировые Танки — История Создания и Развития

Рассказ об истории развития мировых танков со времен до начала I Мировой Войны и на ее протяжении.

Самым узнаваемым символом современной войны, несомненно, является силуэт основного боевого танка. История создания брони демонстрирует, как развитие боевой техники попеременно дает преимущество то в наступлении, то в обороне. И напрямую воздействует на тактику. Доспехи создавались для защиты от конкретного оружия. Будь то меч, копье или стрела. Затем, оружейники старались обойти эту защиту и создать более мощное средство нападения. А в ответ создавалась новая броня. Огнестрельное оружие положило конец развитию доспехов. Для того, чтобы остановить пулю требовался слишком толстый слой металла. Хотя, противопульный доспех применялся время от времени в американской гражданской войне, где он спас жизнь, как минимум, одному человеку. А в Австралии банда Неда Келли использовала тяжелые кирасы и самодельные шлемы. Однако, это не слишком им помогло. Против пулеметов и артиллерии нужна была броня, которую человек нести не способен. В отличие от техники.

Еще римляне создавали осадные машины, позволявшие легионерам приблизиться к вражеским стенам. А Леонардо да Винчи разрабатывал чертежи некоего подобия танка.

К началу XX века идея бронетехники уже вполне сформировалась. Прототипы первых машин появились на бумаге. А некоторые были воплощены в металле. В 1896 году американский изобретатель Эдвард Хантингтон предложил проект бронеавтомобиля с двумя пулеметами, защищенными стальным щитком. Английский инженер Фредрик Симс в 1899 году создал «Motor Scout» — четырехколесный мотоцикл, вооруженный пулеметом «Максим».

В 1902 году Симс спроектировал моторный вагон с двумя двигателями Даймлера внутреннего сгорания, двумя пулеметами и однофунтовым морским орудием. Созданный фирмой Виккерс этот бронеавтомобиль развивал скорость 14 км/ч.

Герберт Уэллс в 1903 году описал в журнале «Стрэнг» сухопутные броненосцы и инженеры задумались о сухопутных крейсерах и линкорах. Техническая база для этого уже имелась, оставалось лишь собраться все детали воедино.

В 1906 году американская компания Хой снабдила паровой трактор гусеничным ходом. Через год компания Хорнсби по заказу военных создала машину с бензиновым двигателем. А еще через год, майор Донокью предложил снабдить аппарат Хорнсби броней и установить на него орудие. После долгих бюрократических проволочек Хорнсби продал свое изобретение фирме Хольт. В 1912 году австралиец Де’Моль представил военному министерству чертежи бронированной гусеничной машины.

В это же время, австриец Берстен спроектировал ромбовидный броневик. В 1914 году было построено три бронемашины на шасси Роллс Ройса, снабженные пулеметом Максима на турели, обеспечивавший круговой обстрел. Но по традиционной тактике, знавшей только пехоту, кавалерию и артиллерию, бронетехнике места не нашлось. Наиболее дальновидные люди все же видели ей применение. Одним из них был участник Бурской войны, ушедший в политику и ставший первым лордом Адмиралтейства. Он был сторонником бронетехники. Это был молодой Уинстон Черчилль.

Черчилль несколько раз предлагал использовать для обороны британских баз в Европе машины, вооруженные пушками и пулеметами, и способные быстро маневрировать. С началом Первой Мировой стало ясно, что военная доктрина, основанная на опыте прошлого, не имеет шансов против нового оружия, а именно, пулеметов, скорострельной артиллерии и авиации. Вместо маневрирования армии в буквальном смысле встали, как вкопанные. Началась позиционная бойня. Одни военачальники действовали по-старому, другие надеялись, что новые приемы и технологии помогут завоевать стратегическую инициативу. Подполковник инженерных войск Эрнест Суинтон был послан во Францию для ознакомления с ситуацией и поиска выхода из позиционного кризиса. Он увидел там то же, что уже видел в Маньчжурии во время русско-японской войны. Новое вооружение, но старая тактика. В результате — патовая ситуация. Суинтон предложил для прорыва позиций использовать новые бронированные машины на гусеничном ходу. Член оборонного совета полковник Морис Хэнки, не смотря на яростную критику со стороны коллег, передал этот проект в правительство. Предполагалось ставить машину на пуленепробиваемые катки. Черчилль был очень впечатлен проектом и одобрил его.

Флотский офицер капитан Талек развил идею, предложив создать сухопутные крейсера, эсминцы и даже линкоры на 12-ти метровых колесах. Черчилль выделил на воплощение идеи 70.000 фунтов. Little Willie («Малыш Вилли», 1915 г.) был оснащен пулеметами и 75-мм пушкой, а также гусеницами, разработанными Уолтером Уилсоном. Машина была построена и сразу же засекречена. Вскоре ей предстояло получить новое имя, родившееся из шифра — «Танк».


Little Willie («Малыш Вилли», 1915 г.)

Черчилль продолжал заниматься вопросом нового оружия и вопросом его применения. Вскоре появился Tank Mark I («Большой Вилли»). Он весил 30 тонн и имел мощность 105 лошадиных сил. Версия «Самец» была вооружена двумя пушками. А на «Самке» стояло только два пулемета. Сразу же было заказано 100 машин. Суинтон начал составлять инструкции для тех, кому предстояло стать танкистами.

Тем временем, на Сомме генералу Хэйгу приходилось тяжко. Он с готовностью принял 49 танков, хотя экипажи были плохо обучены. И что самое главное, еще не были разработаны методы применения нового оружия. Радиосвязь на танках отсутствовала. Использовались визуальные сигналы. 15 августа, в день начала битвы, из 49 танков в бой пошло только 36. Танк под номером «D1» ринулся в бой, поливая позиции из пулеметов. Но был сразу же подбит и выведен из строя. И все же, это была первая танковая атака в истории.

Вторая атака имела больший успех. Танк под номером «D16» прорвался в городок Флёр при поддержке пехоты. Было уничтожено три немецких батальона. Танк «D5», опоздавший к началу атаки из-за неисправности, прорвал проволочные заграждения и ворвался на артиллерийские позиции. В последовавшей артиллерийской дуэли он показал себя не плохо, но, в конце концов, был подожжен. Отдельные танки добились не малого. Хотя и было выявлено огромное количество их слабых сторон. Тем не менее, они могли бы дать больший результат, если их использовали бы целыми подразделениями. Участвовавшая в бою пехота осознала, что с танками наступать гораздо лучше, чем без них. Особенно, по «ничейной» земле.

Под Камбре британцы бросили на 10-ти километровый фронт 400 машин. Это была первая попытка танкового прорыва. К несчастью, пехоты отстала и не успела закрепить успех. Даже еще в 1918 году танки использовали редко и беспорядочно, причем только в наступлении, не думая об обороне.

21 марта. Наступавшие немцы отрезали британские танки от основных сил. У местечка Воулбракур тридцать танков замедлили продвижение немцев. Немцы прорывались вперед и чтобы их остановить, в бой были брошены 12 танков Уиппет без пехоты, которые и успели продержаться до подхода стрелковых частей.

11 апреля. Под Манши де Прэ готовятся к атаке три танка Mark I «Самец». Обещанной артиллерийской подготовки нет. Пехота просто отказывается идти под огонь немецких пулеметов. Отступать некуда. На открытом месте танки сразу же подобьют. Так что единственный выход — идти вперед, атаковать позиции немцев своими силами. Танки пошли вперед и сразу же обратили противника в бегство. Город был захвачен всего тремя машинами. Но немцы пришли в себя, осознали, что пехота за танками не идет, и вернулись. Танкам снова пришлось идти в атаку. На этот раз, их встретили мощным огнем, в том числе и бронебойными пулями. Одна машина загорелась, вторая подбита, однако экипаж продолжал вести огонь и погиб в бою. Последний танк продолжал сражаться, но затем британская артиллерия, наконец, открыла огонь и снесла городишко с лица Земли, вместе с немцами и собственным танком.


Танк Mk A «Уиппет»

Это была первая крупная победа, одержанная танками самостоятельно.

Конструкцию машины постоянно улучшали. Mark III был учебной моделью.

Mark IV имел более толстую броню, а топливный бак был вынесен на корму для безопасности экипажа. На улучшенную версию танка Mark IV были поставлены двигатель и трансмиссия, созданные для следующей модели, а также две 6-ти фунтовые пушки и 4 пулемета.


Танк Mark IV

Mark V был создан для штурма линии Гинденбурга, построенной немцами. Ее траншеи были рассчитаны на длину английских танков. Танк Mark V длиной чуть более 8-ми метров мог пересекать вырытые препятствия. Весил он 33 тонны и был снабжен боковыми люками.


Танк Mark V

Увеличение длины негативно сказалось на равновесии. Так что в модели танка Mark V «Star» пришлось переделывать двигатель и ходовую часть. Поработали и над системой управления.


Танк Mark V «Star»

Танк Mark VI остался на стадии проекта. На нем стояло одно орудие, а бортовых пулеметов на нем не было.


Танк Mark VI

Mark VII так и не успел к окончанию I Мировой Войны. Их было сделано лишь три штуки.


Танк Mark VII

Танк Mark VIII «Liberty Tank» — это первая англо-американская разработка. Их было сделано 124 единицы, после чего англичане отказались от проекта. Эти танки были проданы в Канаду для учебных целей.


Танк Mark VIII «Liberty»

Французов в 1917 году убеждать в полезности танков не требовалось. Они сразу же начали свои разработки. Производители получили заказ на 800 легких танков на шасси Хольта, вооруженных 75-мм пушкой. Так «родился» танк Renault FT.


Танк Renault FT

Как ни странно, но немцы сочли танки маловажной новинкой и сперва не стали ими интересоваться, хотя изучали захваченные у англичан машины.

16 апреля 1917 года французы бросили в наступление 180 танков. Как и в битве на Сомме, машины проявили себя не плохо, но многие сломались, застряли в грязи, воротках и проволочных заграждениях. Многие сочли это провалом, в том числе и американцы, вступившие в I Мировую Войну вообще без танков. Постепенно экипажи танков получали опыт и овладели пониманием тактики. В битве за Пашендаль танки доказали, что могут решать крупные задачи даже малым числом.

Британцы продолжали разрабатывать ромбовидный танк. Танк Mark IV уже обладал броней, не уязвимый для немецких пуль. Создавались средства связи. Связь с командованием и пехотой оставалось главное проблемой танковых войск. Растущее количество британских и французских танков заставляло немцев беспокоиться. Американцы, также осознавшие важность новой техники, одалживали ее у союзников.

Германия ответила на это созданием A7V (Sturmpanzerwagen A7V) — это была мощная машина 7,3 метров в длину, 3 метра в ширину и почти 3 метра в высоту. Экипаж — 13 солдат и 2 офицера. Вооружение — 6 пулеметов MG8 и 57-мм пушка. У модели «Самка» вместо орудия стояли еще два пулемета. Два 4-х цилиндровых Даймлеровских двигателя развивали небольшую скорость, особенно на бездорожии. Броня, насчитывавшая 20 мм по бортам и 30 мм спереди, была плохого качества и рассчитана лишь на легкое стрелковое оружие. Выпущено было 30 машин A7V. Немцы использовали свои танки вместе с захваченными английскими и французскими. Небольшие стычки постепенно переростали в крупные бои. Везло то одним, то другим.


Sturmpanzerwagen A7V

И вот, настал момент, первого в истории встречного танкового боя. 24 апреля 1918 года все тринадцать из существовавших тогда немецких танков были отправлены поддерживать наступление трех пехотных дивизий. Разумеется, танки и пехота немедленно потеряли друг друга в тумане. Одни машины сломались, другие заблудились. Три немецких танка вышли из тумана прямо на тройку британских Mark IV, завязался бой. Немцы быстро справились с двумя «Самками», вооруженными лишь пулеметами. Но третий танк был вооружен пушкой и сумел зайти немцам во фланг. Получив несколько попаданий, один немецкий танк опрокинулся, а во втором погибло 5 членов экипажа, остальные покинули машину. Третьим занялись 7 успевших подойти с юга Уиппетов (Mk A «Уиппет»). Из них один был уничтожен, остальные получили повреждения, но немецкое наступление захлебнулось.

К концу I Мировой Войны ценность танков была довольно спорной. Одни считали их слишком дорогими и ненадежными, другие видели в них будущее военной техники. Новые конструкторские и тактические решения сделают впоследствии из танков воплощение военной машины. После I Мировой Войны танки развивались мало, все надеялись, что больше они не понадобятся. И лишь некоторые понимали их потенциал.

Mark C Hornet — средний танк, созданный на основе Mk A «Уиппет» и поставленный в производство уже после войны (также в постере статьи).

Продолжение следует.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector