Конструкция Танка ИС-3 | Корпус Танка ИС-3 | Тяжелый Танк СССР


Конструкция Танка ИС-3 — Тяжелый Танк СССР

К сожалению, в большинстве случаев, приводи мое в различных изданиях описание конструкции тяжелого танка ИС-3 не соответcтвyeт действительности. Вернее, не вполне соответствует, так как обычно описывается конструкция танка, прошедшего послевоенную модернизацию. Таким образом, авторы вольно или невольно выдают желаемое за действительное. Ниже приводится описание конструкции танка по состоянию на 1 946 год, так сказать в первозданном виде.


Отделение управления танка ИС-3

1 — щитковый фонарь; 2 — левый щиток механика-водителя; 3 — аккумуляторные батареи; 4 — топливный фильтр грубой очистки топлива; 5 — ручной топливный насос; 6 — педаль главного фрикциона; 7 — топливный распределительный кран; 8 — сиденье механика-водителя; 9 — торсионные валы; 10 — педаль подачи топлива; 11 — рычаги управления танком; 12 — рычаг демультипликатора; 13 — кулиса; 14 — рычаг переключения передач; 15 — рычаг ручной подачи топлива; 16 — выключатель массы; 17 — сливной бачок; 18 — баллоны со сжатым воздухом; 19 — щиток воздухопуска; 20 — спидометр; 2 1 — закрывающий механизм крышки люка механика — водителя; 22 — смотровой при бор механика -водителя; 23 — запорное устройство крышки люка механика-водителя; 24 — крышка люка механика-водителя; 25 — центральный щиток механика-водителя; 26 — рукоятка ручного топливного насоса

Компоновка Танка ИС-3

Компоновка танка ИС-3 — классическая, с кормовым расположением трансмиссии. Корпус танка внутри разделен на четыре отделения: управления, боевое, моторное и отделение трансмиссии. Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. В нем размещались: сиденье механика-водителя, рычаги и педали приводов управления, контрольно-измерительные приборы, четыре аккумуляторные батареи, два баллона со сжатым воздухом, топливный распределительный кран, фильтр грубой очистки топлива, ручной топливный насос, выключатель массы, пусковое реле стартера, аппарат танкового переговорного устройства (ТПУ), часть боекомплекта и ящик З.И.П. в крыше корпуса отделения управления имелся люк механика-водителя, а в крышке люка устанавливался смотровой перископический прибор. За сиденьем механика-водителя в днище танка находился люк запасного выхода. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса танка за отделением управления и в башне.


Боевое отделение танка ИС-3

1 — боеукладка снарядов; 2 — пушка; 3 — маховичок ручного привода механизма поворота башни; 4 — стопор башни; 5 — электрощиток башни; б — радиостанция; 7 — аппарат тпу командира орудия (наводчика); 8 — смотровой прибор командира орудия; 9 — контроллер электропривода башни; 10 — прицел ТШ- 17; 11 — фонарь; 1 2 — аппарат тпу заряжающего; 13 — плафон; 14 — сиденье заряжающего; 15 — сиденье командира орудия; 1 б — сиденье командира танка

В башне размещались: вооружение танка — 122-мм пушка и спаренный с ней пулемет ДТМ, зенитный пулемет ДШК (на крыше башни), при цельные приспособления, приборы наблюдения , часть боекомплекта, радиостанция, три аппарата тпу, механизмы наводки и электрооборудование. Здесь находились сиденья заряжающего (справа от пушки), командира орудия (слева от пушки) и командира танка (за сиденьем командира орудия). Основная часть боекомплекта и часть З.И.П. находились в боевом отделении в средней части корпуса танка. По днищу боевого отделения проходили тяги рычагов и педалей управления. Здесь же располагались серво-механизм главного фрикциона и вращающееся контактное устройство (вку). Моторное отделение находилось за боевым отделением и отделялось от него перегородкой. Посредине моторного отделения на специальных кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от двигателя у бортов танка размещались: справа по ходу — два топливных и масляный баки и слева по ходу — два топливных бака. Над баками слева и справа от двигателя размещалось по одному масляному радиатору. В передней части моторного отделения справа по ходу танка у днища был установлен специальный котелок для обогрева системы охлаждения зимой, а по бортам — по одному воздухоочистителю типа «Мультициклон».


Корпус танка ИС-3

1, 7 — верхние наклонные листы; 2 — передний наклонный лист крыши; 3, 2 1 — кронштейны; 4 — крышка люка механика — водителя; 5 — буксирный крюк; 6 — бонка; 8 — левое переднее крыло; 9 — нижний наклонный лист; 1О — кронштейн кривошипа направляющего колеса; 11 — скоба; 12 — наклонный лист днища; 13 — цапфа механизма натяжения гусеницы; 14 — блок подвески; 15 — фланец для крепления кронштейна поддерживающего катка; 16 — упор балансира; 17 — нижний вертикальный лист; 18 — броневая коробка котелка обогревателя; 19 — бонка для крепления очистителя ведущего колеса; 20 — гнездо для бортовой передачи; 22 — верхний наклонный лист; 23 — кронштейн крепления дополнительных топливных баков; 24 — сегмент

Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса танка. В нем размещались агрегаты трансмиссии : главный фрикцион с вентилятором, коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи. На картере коробки передач крепился электрический стартер. Над вентилятором были установлены два водяных радиатора.

Корпус Танка ИС-3

Корпус танка представлял собой жесткую коробку, сваренную из катаных броневых листов толщиной 20, за, 60, 90 и 1 1 0 м м. характерной особенностью корпуса танка являлось двухскатное (угол подворота броневой плиты 43′) расположение верхних лобовых листов. Верхние броневые листы носовой части корпуса имели толщину 110 мм и был и расположен ы под углом 56′, нижний лист — соответственно 1 1 0 мм и 6З·. В переднем стыке этих трех листов сварной шов был усилен особым замковым соединением. К верхним наклонным лобовым листам приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками.

Каждый борт корпуса ИС-3 состоял из сваренных между собой верхнего наклонного листа (с обратным углом наклона) и нижнего вертикального листа. К верхним наклонным бортовым листам приваривал ись фальшборты и горизонтальные листы, образовывавшие ниши. Посредине ниш устанавливались перегородки. В задней части ниш через лючки укладывалась часть З.И.П. танка. Корма корпуса состояла из пяти листов: двух верхних (правого и левого), верхнего съемного листа, среднего откидного и нижнего. Верхний и средний броневые листы крепились болтами. Для облегчения открывания среднего откидного листа в его петли устанавливался торсионный валик. Для осмотра трансмиссионного отделения в откидном листе были сделаны два круглых люка, закрывавшихся броневыми крышками на петлях. На верхнем кормовом листе устанавливался откидной кронштейн крепления пушки по-походному, а на среднем — защелка для крепления кронштейна в транспортном положении. Нижний лист приваривался к бортовым листам и днищу. К нижнему кормовому листу приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками и бочки для крепления запасных траков.


Лобовая часть корпуса танка ИС-3. Хорошо видна открытая крышку люка механика водителя и бонки для крепления запасных траков

Днище корпуса состояло из горизонтального листа и приваривавшихся к нему щ3УХ наклонных листов. Толщина листов днища составляла 20 мм. В трансмиссионном отделении днище было плоским, в остальной части корпуса — корытообразным, придававшим ему большую жесткость.

Жесткость дн и ща, кроме того, усиливалась кронштейнами узлов подвески, которые ввариваются в наклонные листы днища. С правой стороны между кронштейнами четвертого и пятого узлов подвески в наклонный лист днища была вварена броневая коробка, в которой устанавливался котел обогревателя системы охлаждения.

Крыша корпуса ИС-3 состояла из трех частей: передней наклонной над отделением управления; средней горизонтальной — над боевым отделением и задней, съемной — над моторным и трансмиссионным отделениями. Съемная часть крыши обеспечивала возможность монтажа и демонтажа в танке агрегатов силовой установки и трансмиссии.

В наклонной крыше отделения управления имелся люк меха н и ка- водителя треугольной форм ы. Люк закрывался крышкой, в которой устанавливался перископический смотровой прибор МК-4. Перед тем как открывать люк, было необходимо снять смотровой прибор.


Корпус танка ИС-3 (вид сзади)

1 — верхний кормовой лист; 2 — замок; 3, 23 — кронштейны; 4 — верхний съемный кормовой лист; 5, 14 — рымы; 6, 9 — ручки; 7 — средний откидной кормовой лист; 8 — крышка люка; 10 — замок; 11 — двунога откидного с топора пушки по-походному; 12 — кольцо; 13 — буфер; 15, 22 — упоры; 16 — задний фонарь; 17 — нижний вертикальный бортовый лист; 18 — нижний кормовой лист; 19 — буксирный крюк; 20 — торсионный валик; 21 — бонка

В крыше боевого отделения танка ИС-3 были сделаны большой круглый вырез для установки башни и отверстия по его периметру, предназначавшиеся для установки нижнего погона опоры башни. Для большей жесткости изнутри между крышей и наклонными бортовыми листами корпуса приваривались ребра. Задней кромкой горизонтальная часть крыши опиралась на поперечную балку, которая соединяла борта корпуса.

Крыша моторного и трансмиссионного отделений состояла из трех частей: передней, средней и задней. В переднем листе имелся прямоугольный люк для доступа к топливному фильтру тонкой очистки. В среднем и заднем листах были смонтированы броневые решетки для входа и выхода охлаждающего воздуха. В средней части крыши моторного отделения между продольными и наклонными боковыми листами были сделаны выхлопные каналы, к которым при вари вались патрубки с фланцами для присоединения выхлопных коллекторов двигателя. Снаружи к продольным листам приваривал ись броневые выхлопные патрубки с отражательными козырьками, а также кронштейны для установки наружных топливных баков.

На днище в отделении управления на специальном параллелограммном кронштейне крепилось сиденье механика- водителя. Устройство кронштейна позволяло перемещать сиденье вдоль танка, меняя при этом его высOlУ, но сохраняя параллельность горизонтальной плоскости. В боевом отделении к днищу были приварены подставки для укладки пола, изготовленного из стальных листов, покрытых сверху резиной. Под тремя съемными средними листами укладывался инструмент и принадлежности. В средней части отделения на днище устанавливалась колонка вращающегося контактного устройства (ВКУ), на которой было установлено сиденье наводчика (командира орудия).

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector