Конструкция и компоновка танков Pz.II

Компоновка танка представляла собой классическую немецкую схему с передним расположением трансмиссии. Особенностью компоновки Pz.II было размещение двигателя и трансмиссии со смещением к правому борту. Соответственно обитаемые отделения танка оказались смещены к левому борту.

Корпус

Корпус танка сваривался из катанных листов хромоникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, и для этой цели он пользовался одностворчатым люком в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю.

Башня

Башня — сварная, шестигранная — была смещена относительно продольной оси танка влево на 85 мм. В ее крыше находился двухстворчатый люк, замененный в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагавшегося справа от маск-установки вооружения. В бортах башни имелись два смотровых прибора со стеклоблоками триплекс и два вентиляционныx лючка, закрываемых броневыми крышками. Полик боевого отделения в башне отсутствовал.


Танк Pz.II Ausf.F из состава 15-й танковой дивизии в Бенгази. Ливия, 19 декабря 1941 года. Танки этой модификации легко отличить по прямой лобовой плите корпуса

Вооружение

На танках Pz.II Ausf. а, Ь, с устанавливалась 20- мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с, скорострельность — 280 выстр./ мин. Максимальная дальность стрельбы — 4400 м, дальность прямого выстрела — 1000 м. Масса орудия — 63 кг. Горизонтальное наведение осуществлялось за счет поворота башни, вертикальное — с помощью винтового подъемного механизма, размещенного слева от пушки. Угол вертикального наведения колебался в пределах от -9,50 до +200.

На части танков Ausf.F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и большей скорострельностью (450 выстр./мин).


Pz.II Ausf.A на довоенных маневрах Вермахта. 1939 год.

Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны он возрос до 320) в магазинах по 10 штук в каждом. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 148 кг на дистанции 100 м при угле встречи 900 пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году 8 боекомплект Pz.II ввели выстрел Panzergranatpatrone 40, сердечник которого выполнялся из твердого сплава с использованием вольфрама. Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции 100 м достигала 40 мм при угле встречи 600 и 20 мм на дистанции 500 м.


Схема бронирования танка Pz.II

В одной маске с пушкой устанавливался 7,92-мм пулемет MG З4. Его боекомплект состоял из 1425 патронов. С 1940 года боекомплект был увеличен до 2100 патронов в барабанных магазинах по 75 патронов в каждом.

Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью телескопических прицелов Zeiss TZF 4 (Aus/,a, Ь, с, А, В), TZF 4/36 (Aus/, D и Е), ТZF 4/38 (Aus/, С и F с пушкой KwK 30). На машинах Ausf.F с пушкой KwK З8 устанавливался прицел TZF 3а.

Двигатель

Танки Pz.II Ausf.a — F оснащались двигателями Maybach HL 57ТR, 62TR и 62TRM, шестицилиндровыми карбюраторными четырехтактными рядными жидкостного охлаждения , мощностью 130 (57ТR) и 140 (62TR и 62TRM) л.с. при 2600 об/мин, Диаметры цилиндров — 100 и 105 мм соответственно. Ход поршня — 120 мм. Степень сжатия — 6,3 (57ТR) и 6,5 (62ТR и 62ТRМ). Рабочий объем — 5698 см3 и 6234 ем3, Конструктивно все двигатели были подобны.

Топливо

Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. В топливную систему входили два бензобака емкостью 102 и 68 л. У танков модификаций D и Е — один бензобак емкостью 200 л. Топливный насос Pallas № 62601, карбюратор Solex 40JFF II.

Трансмиссия

Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач.


Компоновка танка Pz.II

Шестискоростная (6+ 1) коробка передач ZF Aphon SSG45 (Aus. а — с) имела синхронизаторы только на 2-й и 6-й передачах. На танках Aus.А — С и F устанавливалась шестискоростная коробка передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах.

Ходовая часть танков модификаций а и Ь применительно к одному борту состояла из шести опорных катков сблокированных попарно на продольной внешней балке в три тележки и подвешенных на четвертьзллиптических листовых рессорах. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Модификации А — С и F имели пять обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четвертьэллиптических рессорах индивидуально, и четыре поддерживающих катка. В ходовую часть вариантов D и Е входили только четыре опорных катка. Ведущие колеса переднего расположения. Гусеница ширин ой 300 мм состояла из 108 траков (у модификаций D и Е — из 96 траков).

Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генераторы Bosch BNF 2,5/ 12BRS112 AL/ ZMA/R8 (Aus.a), Bosch BNG 2,5(12ВR183 12AL/ ZMA/ R3 (Aus.b и с) и Bosch BNG 2,5/ AL/ZMA (остальные модификации); аккумулятор Bosch емкостью 120 А. ч.


Для перевозки Pz.II использовались автомобили Faun L900 D5б7 и дву­хосные прицепы Sd.Anh.115

Потребители: электростартер, система зажигания, контрольные приборы, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал.

Средства связи. Все танки Pz.II оснащались коротковолновой радиостанцией Fu 5. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.

Раздел сайта: Обзор легких танков Германии

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector