История Танка Т-80 | Танк Т-80 | Танки России | Бронетехника России


История Танка Т-80 — Танки России

Танк Т-80 — один из лучших на сегодняшний день танков в мире, с которым Вооруженные силы России достойно и уверенно вошли в XXI век.

Основной боевой танк с такими непревзойденными характеристиками и с таким неисчерпаемым потенциалом способна была создать только великая держава. Т-80 по праву можно считать одним из символов страны, техническим воплощением её интеллектуального потенциала, в котором сконцентрировался талант и труд лучших представителей народа. Уже четверть века танк Т-80 остается в ряду самых значимых достижений отечественной военной техники.

Чтобы быть процветающей державой, Россия должна быть сильной в военном плане, должна сохранять и приумножать свои оборонные ресурсы. Отдельные виды вооружения напрямую связаны с возможностью России разыгрывать геополитическую карту, попутно решая и экономические проблемы. Одним из таких проводников военной доктрины как раз и является бронетанковое вооружение, танк как самая мощная сухопутная машина, вызывающая трепет и восхищение.

Танк Т-80 — лучший образец такого рода боевой техники, один вид которой вызывает гордость за свою отчизну и чувство уважения к ней со стороны противников и конкурентов. Не случайно, на международных показах его последних модификаций профессиональные военные, знатоки своего дела, буквально рукоплещут, когда любуются «летящим» ходом танка, когда отмечают его превосходные боевые качества, когда видят его богатырскую красоту и техническое совершенство.

Танк, по сути, создавала вся страна, но главный, основополагающий вклад, безусловно, внесли ленинградцы, питерцы: изобретатели, конструкторы, инженеры, рабочие города на Неве. В «питерском» происхождении этого замечательного танка просматривается очевидная закономерность. Именно в Петербурге, по большому счету, родилась так называемая оборонная промышленность страны. Здесь Петр Великий заложил вместе с городом военное величие России. Северная столица изначально была цитаделью науки и техники, в первую очередь военного назначения. По средоточию оборонных предприятий, по значению их продукции для военной мощи страны город Петра можно смело именовать оборонной столицей российского государства. В названиях таких петербургских предприятий, как завод имени Климова, ВНИИ Трансмаш, J10M0, Ижорские заводы, ВНИТИ, ЦНИИ материалов, конечно, Кировский завод и многих других слышится воинская слава России. Богатые традиции оборонного наукоемкого производства Петербурга — Ленинграда способствовали рождению сложных, дерзновенных проектов, возникающих на стыке различных областей человеческого знания, откликающихся на перспективные потребности времени.

Нет ничего случайного в том, что танк Т-80 был создан на Кировском заводе с его глубокими историческими корнями. У истоков завода стоял патриотически мыслящий промышленник Н. И. Путилов, чьё имя первоначально носил завод. Кировский завод на протяжении десятилетий был и остаётся флагманом отечественного машиностроения. Ему всегда был присущ дух технического новаторства и творческого кругозора. Инженерная мысль кировцев отличается сугубо питерской, интеллигентной пронзительностью. Может быть, поэтому танк Т-80, эта ленинградско — петербургская боевая машина, получился таким уникальным и универсальным и таким отзывчивым на новые технические и стратегические веяния.

История нашего предприятия, на котором трудились и трудятся выдающиеся люди, берет начало в годы становления тяжелого машиностроения в России. Она тесно связана с производством первых отечественных боевых машин на заводе «Красный путиловец», переименованном в 1934 году в Кировский завод. 19 января 1932 года правительство приняло решение «О неотложном развитии в стране производства танков отечественных конструкций». Для начала заводу поручили изготовление только ходовой части танков Т — 26. Поэтому первым названием конструкторского подразделения было «Бюро — Т — 26». Вскоре заводу доверили полное производство танков Т — 28, и заводское конструкторское бюро переименовали в СКБ — 2.

С 1938г. бюро сосредоточило свою творческую деятельность на конструировании, в основном, тяжелых танков. За короткое время были созданы тяжелые танки СМК и КВ, принявшие участие в боях на Карельском перешейке зимой 1939-1940 гг. К началу Великой Отечественной войны Кировский завод серийно выпускал тяжелые танки, сконструированные под руководством главного конструктора Ж. Я. Котина.

В годы войны танковое производство Кировского завода из блокированного Ленинграда было эвакуировано в Челябинск, где создали знаменитый Танкоград, обеспечивавший потребности фронта в тяжелых танках и самоходных артиллерийских установках на их базе. Там было продолжено совершенствование тяжелых танков серии КВ, а с 1943 г. с конвейера завода уже выходили танки новой серии ИС и САУ.


Танк Т-26


Танк СМК

Активно участвуя в восстановлении разрушенного народного хозяйства, конструкторы танков трелевочный трактор КТ — 12 и антарктический вездеход «Пингвин», а затем — танки Т — 10 и плавающий ПТ — 76, а также целую серию самоходных стартовых агрегатов для запуска оперативно — тактических ракет.

В 60 — х гг. конструкторское бюро создало первый в мире танк с газотурбинным двигателем — Т-80 и все последующие его модификации.

Отличительной особенностью этого основного боевого танка является то, что на нем впервые в мировой практике были применены моторная установка с газотурбинным двигателем ГТД и ряд других новшеств по защите, вооружению и управлению огнем. Работая над его проектом и его дальнейшим усовершенствованием, отечественные конструкторы значительно опередили зарубежных танкостроителей. По сути, был сделан вызов не только своему времени, но и дан мощный импульс генерации новых идей в мировом танкостроении.

О том, как создавался этот российский чудо — танк и какими людьми он создавался, и повествует эта документальная книга, написанная коллективом авторов, которые в своей работе опирались на выверенные материалы и источники, а также н а собственный опыт и опыт своих коллег. Главная особенность танкового КБ Кировского завода — многоплановость конструкторских разработок. Не ограничиваясь созданием танков, САУ, гусеничных носителей ракетной техники, конструкторы работали и над сугубо мирными проектами, создавая столь нужные стране тракторы, вездеходы, дорожно — строительную, лесозаготовительную технику,установки для ремонта нефтяных и газовых скважин и специальных инженерных машин, для ликвидации последствий аварий и катастроф.

Но, все — таки, одной из наиболее ярких и удачных конструкторских разработок по праву считается первый в мире серийный газотурбинный танк, вобравший в себя множество новейших достижений науки и передовых технических решений.

Принятый на вооружение еще в 1976 г. , значительно раньше конкурирующих с ним зарубежных танков, Т-80 постоянно совершенствуется, концентрируя в себе новейшие достижения по защите, управлению вооружением, совершенствованию двигателя и ходовой части. Модернизированные модели Т-80А, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80У успешно испытывались в различных климатических зонах, неоднократно показывали свои непревзойденные качества на международных выставках и испытаниях за рубежом.

Не обделен вниманием танк Т-80 и в нашей стране. В 1978г. группа его разработчиков была удостоена Государственной премии СССР, в 1990 г. такую же премию получили разработчики газотурбинного двигателя ГТД — 1250, а в 1993 г. Государственной премии России был удостоен усовершенствованный вариант танка -Т-80У. Более двухсот сотрудников КБ награждены орденами и медалями за успешное выполнение заданий при проектировании и испытаниях этой машины.

В ОАО «Спецмаш», как теперь именуется конструкторское бюро, продолжаются работы по глубокой модернизации любимого детища коллектива — танка Т-80.

В конструкторскую разработку закладываются новые идеи по огневой мощи и подвижности. Мы знаем, что четверть века для танка с газотурбинным двигателем — время юности, впереди у него долгое будущее. И пока существует армия, пока человечество конфликтует в локальных войнах — танковые войска останутся составляющей вооруженных сил любой страны. Конечно, время меняет все, в том числе и боевую технику — развитие пойдет по линиям усиления вооружения, защиты, роботизации. Будет меняться и сердце машины — двигатель. Мы уверены: будущее танка — газотурбинный двигатель, имеющий громадный технический потенциал.


Цех танкового завода Т-80

Книга посвящена истории всего одной машины из числа многих, созданных конструкторским коллективом Кировского завода. Над этой машиной работали специалисты разных поколений танкостроителей. Рядом с умудренным ветераном котинской школы, столь ярко проявившей себя в пору военного лихолетья, трудились вузовские выпускники послевоенных лет. В воспоминаниях участников вырисовывается богатый опыт, преемственность традиций и творческий дух знаменитого коллектива, продолжающего свою плодотворную деятельность.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector