История Создания Танка Тигр | История Танка Tiger I | Танк Тигр | Танк Tiger I | Тяжелый Танк Германии


История Создания Танка Тигр

Несмотря на то, что уже в 1933-1934 гг. немцы порой представляли свои Neubaufahrzeuge (Nbfz) («вновь построенные машины») как PzKpfw VI, это был не более чем удачный пропагандистский трюк.

На деле же работы по созданию нового тяжелого танка начались лишь в 1937 г. Именно тогда кассельская фирма «Хеншель и сын АГ» получила заказ от Управления вооружений сухопутных войск на разработку тяжелого 30-33-тонного танка, который получил обозначение DW1 (Durcbbruc-bswagen) — «танк прорыва». От Управления вооружений заказом занялся начальник отдела новых разработок Эрвин Адерс. Поскольку, по замыслу заказчика, главной задачей нового танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, танк решено было вооружить 75-мм пушкой KwK 37, точно такой же, какой оснащались PzKpfw IV. Как только «Хеншель и сын АГ» представил заказчику шасси, начались испытания, но уже в 1938 г. фирма неожиданно получает распоряжение свернуть все работы над прототипом и приступить к разработке сверхтяжелого 65-тонного танка.

Вскоре были созданы два прототипа УК 6501, но едва их начали испытывать, как поступила новая директива — вернуться к предыдущему варианту (0\У1). В 1940 г. «Хеншель и сын АГ» представил усовершенствованный вариант нового танка, получившего обозначение ПУ72.

Танк весил 32 тонны, был рассчитан на пятерых членов экипажа, снабжался торсионной подвеской пяти пар опорных катков и вооружался 75-мм гаубицей KwK 37 L/24 и двумя пулеметами MG-34. В 1941 г. начались испытания. В это время к процессу рождения нового «танка прорыва» подключаются еще три фирмы — «Порше», «Даймлер-Бенц АГ» и MAN.

На стадии испытаний прототип получил стандартное обозначение VK 3001 (Н). Формой корпуса танк напоминал PzKpfw IV, зато ходовая часть была конструкторским новшеством и состояла из 7 пар обрезиненных опорных катков при трех поддерживающих с каждого борта. Всего фирма «Хеншель и сын АГ» построила 4 прототипа VK 3001(H) — два в марте 1941 г. и еще два в октябре того же года. Вот-вот должна была начаться стадия серийного производства, но появление на сцене театра боевых действий советского танка Т-34 заставило немцев взять тайм-аут. Проект УК 3001 (Н) был отправлен в мусорную корзину, хотя впоследствии два из четырех произведенных шасси послужили для создания артиллерийских самоходок Рг ЭП V со 128-мм пушкой К УК 36 1/61.

Крупный заказ сорвался, конструкторам пришлось снова засесть за чертежи. Вскоре фирмы-производители представили комиссии новые проекты тяжелого танка. Проект Фердинанда Порше(УК 3001 (Р), известный также как танк «Леопард» с электрической трансмиссией и продольной торсионной подвеской 6 катков на борт показался комиссии слишком нетрадиционным и сложным в производстве, поэтому был единогласно отклонен. Хотя новая машина не превысила заданной массы, а благодаря двум карбюраторным двигателям с воздушным охлаждением развивала скорость в 60 км/ч. Не повезло также и фирмам MAN и «Даймлер-Бенц АГ» — их проекты комиссия нашла устаревшими.

Как и в случае с «Пантерой», фюрер с самого начала претендовал на роль крестного отца будущего танка. Как раз в то время, когда комиссия из Управления вооружения вермахта рассматривала представленные производителями проекты, в том числе, модернизированные варианты танков УК 3601 (Н) и УК 3601 (Р), Гитлер сформулировал свои личные пожелания относительно конструкции будущего танка. По замыслу фюрера, «танк прорыва» должен был соединять в себе все достоинства идеальной боевой машины — обладать мощным вооружением, прочной броней и высокой маневренностью, причем максимальная скорость его должна быть не менее 40км/ч.

В марте 1942 г. «Хеншель и сын АГ» представил прототип, учитывавший все пожелания фюрера. Новый проект, УК 4501(Н), был рассчитан под танковый вариант 88-мм зенитной пушки ПаК 36. Гитлер пришел в восторг от этой идеи, поскольку к тому времени ПаК 36 уже успела зарекомендовать себя не только как превосходное зенитное, но и мощное противотанковое орудие.

Управление вооружения сухопутных войск тем не менее отнеслось к идее «Хеншель и сын АГ» весьма скептически, опасаясь переутяже-ленности конструкции, и продолжало настаивать на оснащении танка более легкой пушкой. В результате разработчики оказались в тупике, выходом из которого стало создание двух совершенно различных типов башен. Фирма «Крупп» создала прототип башни под 88-мм орудие, а «Рейнметалл-Борзиг» разработал облегченный вариант под 75-мм пушку КжК 42 Ц/70 с длиной ствола 70 калибров. Забегая вперед отметим, что эта башня так и осталась на стадии проекта.

В мае 1941 г. поступает официальный правительственный заказ на новый танк, причем сроки ставятся самые жесткие — к следующему дню рождения Гитлера боевую машину нужно представить к испытаниям. В условиях такого цейтнота фирма «Хеншель и сын АГ» принимает остроумное решение использовать в новом проекте все лучшие черты УК 3001 (Н) и УК 3601 (Н). Стремясь предупредить желания фюрера, разработчики создают сразу два прототипа — «Н1», с 88-мм пушкой, и «Н2» — с 75-мм. В КБ «Порше», получившей аналогичный заказ, поступили примерно так же — довели до совершенства основные характеристики отвергнутого ранее проекта УК 3001 (Р). Так появился насветУК4501 (Р), или «Тигр» (Р). Новый танк имел боевую массу 57 тонн, экипаж из 5 человек, скорость — 35 км/ч. Вооружение и башня фирмы «Крупп» были аналогичны машине конкурентов.

Толщина лобовой брони башни и корпуса составляла 100 мм, бортовой брони — 80 мм. 20 апреля 1942 г. соперники встретились на испытаниях, проходивших на полигоне под Растенбургом. Как известно, Фердинанд Порше был личным другом фюрера, поэтому можно себе представить его разочарование и досаду, когда в ходе испытаний со всей очевидностью проявилось превосходство модели «Хеншель и сын АГ»! Еще обиднее было то, что, не сомневаясь в своей победе, Порше уже поторопился разместить на заводе «Нибелунгенверке» заказ на 90 VK 3001 (Р).

Тем не менее для серийного производства был выбран проект VK 4501 (Н1). С конца июля — начала августа 1942 г. по май 1943 г. со сборочных линий фирмы «Хеншель и сын АГ» сошли 285 новых танков конструкции Э. Адерса.

Так началось производство легендарных PzKpfw VI Tiger Ausf HI (SdKfz 181), которые впоследствии стали назваться «Тигр» PzKpfw VI Ausf Е или «Тигр I». Проект «Порше», к его огромному разочарованию, в серийное производство запущен не был, но его 90 шасси, уже произведенных австрийским заводом «Нибелунгенверке», впоследствии были отправлены на фирму «Алкетт», где послужили для создания новых боевых машин. На шасси VK 4501 (Р) установили полностью бронированную рубку, размещенную в кормовой части. В рубке была смонтирована 88-мм длинноствольная пушка РаК 43/2 L/71. Два 10-цилиндровых карбюраторных двигателя «Порше» заменили двумя «Майбахами» HL 120 TRM суммарной мощностью 600 л. с. В результате на свет появился новый тяжелый истребитель танков 8,8-см Jagdpanzer Tiger (Р) SdKfz 184, названный в честь своего создателя Ferdinand («Фердинанд»). Несколько позже это «простое» имя было заменено на звучное Elefant («Элефант» — слон).

65-тонный «Элефант» с 200-мм лобовой броней и грозной 88 мм пушкой был поистине страшным орудием. Впервые САУ Elefant SdKfz 184 были применены в 1943 г. в сражении на Курской дуге, где сразу же показали себя очень опасными противниками, особенно на больших дистанциях.»

Но вернемся к «Тиграм». Первое упоминание о новых немецких танках появилось в докладе службы научно-технической разведки Великобритании в феврале 1941 г. В документе сообщалось о создании немцами нового 45-тонного танка с максимальной толщиной брони в 75 мм, двумя длинноствольными 20-мм орудиями и 4 пулеметами. Сообщалось также, что длина нового танка составляет 36 футов, ширина — 10 футов, а высота — 6.

Кроме того, машина способна развивать максимальную скорость 25 миль в час и рассчитана на 18 человек экипажа (правда, докладчик осторожно замечал, что эта цифра вполне может оказаться несколько завышенной и скромно предлагал снизить ее до 13). Даже не знаешь, чего в этом докладе больше, — плодов воспаленного воображения автора, лишнего свидетельства эффективности работы нацистской пропаганды или путающих реминисценций о немецких железных чудищах времен Первой мировой войны!

К счастью, вскоре все стало на свои места. 11 декабря 1942 г. в немецкой прессе появились первые фотографии новых танков. Это были фотографии «Тигров» 501-го тяжелого батальона, бодро шествующих по улицам Туниса.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector