История советского танкостроения и танков СССР

До появления танков в армии уже использовали бронированную технику, например, бронеавтомобили и бронепоезда. Однако эти машины были довольно ограниченными в применении. Первым не хватало проходимости даже в том случае, если они имели комбинированную колёсно-гусеничную ходовую часть, а вторые были намертво привязаны к железным дорогам. Необходимость создания бронированной самоходной боевой машины повышенной проходимости понимали военные каждой из ведущих держав Европы.

Российская империя исключением не была. В начале ХХ века здесь тоже изобретали танки. Даже тем, кто достаточно поверхностно интересуется историей бронетехники, хорошо известны такие проекты как «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-танк» Лебеденко или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. А были ещё и другие проекты: танк Гюнтера Бурштыня, «Наземный броненосец» Демьяненко, «Броненосный трактор» Казанского. В общем, идей хватало — и вполне вменяемых, и откровенно ошибочных. Другое дело, что для их реализации уже не было времени. В 1917 году в России случилось две революции, после чего стране, прямо скажем, стало не до танков.

Но ненадолго. В августе 1919 года Совнарком и Совет военной промышленности РСФСР приняли решение организовать на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выпуск танков Renault FT. С этого времени начинается история танкостроительной отрасли Советского Союза.

tanki_sssr_3-7491350
История Советского Танкостроения

Советская версия танка «Рено» не была стопроцентной копией своего французского прототипа. Когда образец прибыл на завод, выяснилось, что некоторые детали до места назначения не доехали. Самым неприятным сюрпризом для инженеров стало то, что в числе пропавших узлов оказалась коробка передач. Инженеры завода, возглавляемые Н.И. Хрулёвым и П.И. Салтановым, были вынуждены собственными силами решать задачу по проектированию утерянных частей. Их работа была удачной, и в 1920 году со сборочной линии сошёл самый первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин».

Русских «Рено» было выпущено всего 15 экземпляров. На большее не хватало промышленного ресурса. В то время СССР был ещё довольно отсталым с индустриальной точки зрения государством, и нужно было приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию.

tanki_sssr_4-6691641
История Советского Танкостроения

Несмотря на слабость и недостаточность промышленности, работа над проектированием танков в СССР велась довольно активно. Первый конкурс на лучший проект провели в 1920 году. Его победителем стал десятитонный плавающий танк инженера Кондратьева. Это была самостоятельная разработка, не базирующаяся на импортных прототипах. На аналогичном конкурсе в 1922 году было представлено уже 7 проектов.

В 1923 году вопросами бронетанковой техники стало заведовать Главное управление военной промышленности. В 1924 году при нём было создано специальное Танковое бюро, начавшее работу 6 мая. Бюро должно было заниматься сбором и систематизацией имеющегося опыта, изучением танкостроения, подготовкой кадрового ресурса и наконец — разработкой собственной модели танка. Последнее было особенно актуально в условиях тяжёлой политической обстановки, в которой находился СССР, и того факта, что парк зарубежной техники, состоявшей на вооружении Красной Армии, находился в плачевном состоянии.

tanki_sssr_2-8114291
История Советского Танкостроения

На начальном этапе работы планировалось конструирование трёх типов танка: тяжёлой машины прорыва, маневренного танка для подвижных соединений и малого для поддержки пехоты. В октябре 1925 года, после совещания по проблемам танкового строительства в Мобилизационно-плановом управлении РККА, работы над тяжёлым танком практически остановили.

«Малый» танк появился в металле уже в 1927 году. Он всё ещё очень напоминал «Рено русский», однако в конструкции появился также ряд заимствований от итальянской машины «Фиат 3000». Новый советский танк, собранный на заводе «Большевик» в Ленинграде, получил индекс Т-16 и отправился на испытания в марте. Выяснилось, что машина имеет много недостатков ходовой части и силовой установки. До лета шли доработки, и после государственных испытаний 11-17 июня 1927 года усовершенствованный танк, уже с новым индексом Т-18, был принят на вооружение Красной Армии под обозначением «Малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1).

tanki_sssr_6-9738426
История Советского Танкостроения

Техническое задание на «маневренный» танк было сформулировано в ноябре – декабре 1927 года. Разработку поручили Орудийно-арсенальному тресту совместно с КБ Харьковского завода, которое открылось в октябре 1927 года. Трест к заданию отнёсся не слишком тепло, и большую часть работы постарался переложить на харьковчан, хотя опыта в проектировании бронетанковой техники у них ещё не было. В результате получилось примерно следующее. Москвичи должны были заниматься разработкой корпуса и башни, а харьковчане — трансмиссией и ходовой частью. Но так как москвичи рвения не проявляли, несколько сотрудников Харьковского завода отправились в столицу и работали вместе с ними.

Здесь уместно упомянуть, что начиная с октября 1928 года к конструкторскому бюро Харьковского завода присоединился молодой техник-чертёжник А.А. Морозов — будущий выдающийся танковый конструктор и дважды Герой Социалистического труда.

Т-12 проектировался с учётом опыта, накопленного при создании МС-1, а также с использованием идеи многоярусного расположения вооружения, которая в середине 20-х годов активно прорабатывалась американцами на опытных средних танках. На Т-12 предполагалось устанавливать две вращающиеся башни. В орудийной должно было находиться 45-мм орудие или 57-мм гаубица. В малой башне, располагавшейся на крыше пушечной, размещалась спаренная пулемётная установка калибра 7,62 мм.

Данная схема имела сразу три недостатка. Во-первых, при вращении главной башни неизбежно сбивался прицел малой. Во-вторых, из-за двухъярусной компоновки высота машины составляла почти три метра, что даже по тем временам было для танка многовато.

Постройка опытного Т-12 велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 года. Официальная приёмка прототипа состоялась в феврале 1930 года, а первый этап испытаний начался в апреле.

tanki_sssr_5-1415171
История Советского Танкостроения

Как и в случае с МС-1, первые испытания показали серьёзные недостатки двигателя и ходовой части. После их устранения танк продемонстрировали комиссии, возглавляемой К.Е. Ворошиловым, И.А. Халепским и Г.Г. Бокисом. Тут машина показала себя неплохо, однако конструкторам поручили произвести доработку Т-12.

Доводка машины была по сути глубокой модернизацией. КБ ХПЗ (Харьковского паровозного завода) полностью переработало расположение внутренних модулей, изменило конструкцию башни, добилось увеличения запаса хода. Модернизированный танк, получивший индекс Т-24, был принят на вооружение РККА в августе 1930 года, однако наладить его массовое производство не удалось по причинам технического и экономического характера. В войска поступило всего 25 экземпляров Т-24. Они не принимали участие в боевых действиях и применялись только в качестве учебных. Уже в 1931 году КБ Харьковского завода переключилось на работы по проектированию колёсно-гусеничных танков серии БТ. Из-за этого конструкторское бюро покинул его начальник, не согласный с таким изменением вектора деятельности. Вскоре после этого Т-24 был окончательно исключён из производственных планов.

К 30-м годам ХХ века отношения СССР и Европы более-менее нормализовались. Молодое социалистическое государство, разумеется, по-прежнему воспринимали с прохладцей, однако в краткосрочной перспективе агрессивных планов против него пока никто не строил. Но в 1933 году прозвенел тревожный звонок: пост рейхсканцлера Германии занял глава НСДАП Адольф Гитлер, отличавшийся весьма радикальными взглядами на государственную политику. И когда в 1934 году умер германский президент Гинденбург, а Гитлер был избран главой страны, всем мало-мальски здравомыслящим людям стало понятно, что новая война в Европе неизбежна.

На противоположном краю Союза обстановка также обострилась. Япония, принявшая в 1927 году «Политическую программу в отношении Китая», прямым текстом декларировала, что Монголия и Маньчжурия входят в её сферу интересов. Для того чтобы в полной мере осуществить замыслы милитаристской правящей верхушки, Стране восходящего солнца требовалось нанести военное поражение СССР.

В 1932 году Маньчжурия была захвачена японцами, которые создали на её территории марионеточное государство Маньчжоу-го, которое должно было стать «стартовой площадкой» для начала военных действий против Советского Союза.

В сложившейся ситуации вопрос технического переоснащения Красной Армии нужно было решать как можно быстрее. Для этого требовалось ударными темпами развивать промышленную базу страны и, разумеется, работать над созданием новых образцов вооружения, в том числе танков.

В конце 1929 года коллегия Главного управления военной промышленности пришла к выводу, что для полноценного решения вопроса обеспечения РККА военной техникой, соответствующей требованиям времени, необходимо воспользоваться зарубежным опытом в данной сфере. Была создана специальная закупочная комиссия под руководством начальника Управления механизации и моторизации РККА И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.

В США комиссия вначале обратила внимание на разработки компании Cunningham, но оказалось, что эти машины не соответствуют требованиям РККА. И тогда советские делегаты заинтересовались колёсно-гусеничными машинами выдающегося американского инженера Уолтера Дж. Кристи.

tank_kristi-1417593
Танк Кристи M1940, родоначальник танков БТ

С колёсно-гусеничной схемой в 30-е годы работали конструкторы многих стран, потому что чисто гусеничная ходовая часть, как правило, ещё не обеспечивала надлежащего уровня надёжности. Это был типичный вариант «за неимением лучшего», от которого отказались, как только появилась возможность.

Танки Кристи были довольно интересными машинами. Им принадлежали рекорды скорости, некоторые из которых не побиты до сих пор (правда, в основном потому, что разгонять танк до скорости 100 и более километров в час не имеет смысла). Американских военных разработки Кристи не очень заинтересовали, поскольку не вписывались в схему бронетанковых войск США. Халепский, ознакомившись с машинами, также впал в сомнение. В советскую бронетанковую концепцию танки Кристи вписывались ничуть не лучше, чем в американскую. С другой стороны, не избалованный вниманием конструктор охотно шёл на сотрудничество (возможность заработать перевешивала неприязнь к коммунистическому строю).

dvuxbashenniy_tank_t-26-4472772
Двухбашенный Танк Т-26

Сомнения относительно того, закупать танки Кристи или нет, разрешились после того, как выяснилось, что Польша тоже поглядывает в их сторону. В итоге 28 апреля 1930 года был подписан договор на поставку в СССР двух танков Кристи с технической документацией.

В Великобритании внимание закупочной комиссии также привлекла машина, не заинтересовавшая местных военных: Vickers Mk. E или «Виккерс шеститонный». Машина не была плохой или отсталой, просто она опять-таки не попадала в схему. Поэтому конструкторы ориентировались на внешних потребителей. Кроме Советского Союза, «Виккерсы шеститонные» поставлялись в Польшу, Финляндию, Аргентину, Болгарию и ряд других государств. Для СССР была закуплена двухбашенная модификация данного танка.

Танки Кристи М1940 и «Виккерс шеститонный» стали знаковыми машинами для Красной Армии. Первый послужил прототипом для серии колёсно-гусеничных танков БТ, а второй стал основой для Т-26, одного из самых массовых советских танков довоенного периода.

t-26_s_odnoy_bashney-2636216
Танк Т-26 с Одной Башней

Демонстрация «Виккерсов» командованию РККА и Московского военного округа прошла успешно, танк постановили запустить в серийное производство. В связи с наличием в оригинальной британской конструкции ряда недостатков конструкторы хотели производить танк, применяя конструктивные элементы от советской машины Т-19, разрабатывавшейся примерно в это же время. Однако поначалу производство всё-таки приказали начинать без доработок, потому что советская агентура доложила о начале массового производства «Виккерсов» в Польше. Данные эти были ошибочными, но вердикт командования надо было исполнять. Выпуск танков, получивших индекс Т-26, начался на ленинградском заводе «Большевик».

Первые модели Т-26 выпускались с двумя пулемётными башнями, расположенными по горизонтали. Затем в 1933 году появилась модификация с одной башней под 45-мм пушку. Перевооружению подлежали все Т-26, однако из-за дефицита орудий до конца 1933 года выпускались как пулемётные, так и орудийные варианты танка.

tank_bt-7-4735930
Легкий Танк БТ-7

Что касается машин Кристи, то они на испытаниях показали себя ненадёжными и капризными. Вместе с тем динамические характеристики этих танков действительно впечатляли. Поэтому решение по ним приняли следующее: довести до ума — и начать серийный выпуск. Для машин, производных от танков Кристи, был придуман специальный двухбуквенный индекс БТ (быстроходные танки).

Разработка БТ велась на Харьковском заводе. Объём доработок, которые было необходимо провести, был огромным. На начальном этапе своего существования танк БТ получил сомнительную славу машины с самым большим числом поломок. Ломались двигатели, выходили из строя коробки передач, рвались гусеницы, собранные из траков производства Краматорского завода. В дальнейшем БТ удалось довести до приемлемого уровня надёжности, но образцом качества танк не стал.

tank_t-28-5269774
Средний Танк Т-28

В 1933 году на Харьковском заводе началось производство танка БТ-5. Главным новшеством его конструкции была усовершенствованная башня с 45-мм орудием. Устройство ходовой части осталось таким же, как и у БТ-2. Здесь отметим черту, характерную для всех машин «быстроходной» серии: из-за неудачного распределения массы танков БТ и того, что ведущими были только задние колёса, возможность применения колёсного хода без риска забуксовать была очень ограниченной. Зато на гусеницах танки могли развивать очень хорошую скорость, и это было их общим достоинством.

Более серьёзным шагом вперёд был танк БТ-7. Он получил двигатель М-17, значительно превосходивший по надёжности своего предшественника М-5, полностью сварной корпус, топливные баки увеличенной ёмкости и башню, рассчитанную на установку 76-мм пушки. Впрочем, последнее новшество поначалу не прижилось из-за неудачной компоновки орудия и пулемёта. Поэтому в 1935 году началось производство БТ-7 с уже отработанной в производстве башней от БТ-5.

Однако идею с установкой 76-мм пушки не забыли: Харьковскому заводу поручили изучить возможность и разработать проект оснащения БТ-7 башней от танка Т-26-4. Результатом этой работы стало появление танка БТ-7А (артиллерийский). Башня от Т-26 всё-таки не прижилась, вместо неё конструкторы создали другую, увеличенную по погону и больше напоминающую башню от Т-28. БТ-7А оснащался пушкой КТ-28 образца 1927–1932 годов. Этих машин было выпущено всего 154 единицы.

Кроме шеститонных танков, у фирмы Vickers нашлась ещё одна машина, которая заинтересовала советских делегатов. Это был трёхбашенный танк А6Е1, как раз в это время проходивший полигонные испытания. С. Гинзбург немедленно изъявил желание купить эту машину, но англичане отказали, ссылаясь на то, что в первую очередь А6Е1 нужен британской армии. Кое-как Гинзбургу удалось «вытянуть» из представителей фирмы немного информации и сделать наброски машины. Спустя некоторое время СССР опять обратился к Великобритании с предложением о покупке данного танка, и на этот раз англичане вроде бы согласились, но на совершенно неприемлемых для советской стороны условиях: огромная цена и требование закупать технику (как А6Е1, так и шеститонные танки) только у фирмы Vickers. Сделка не состоялась, и УММ РККА постановило разработать трёхбашенный танк самостоятельно. Так появился первый в СССР серийный средний танк Т-28.

Т-28 считался штурмовым танком, предназначенным для усиления танковых и стрелковых частей при прорыве укреплённых позиций противника.

В главной башне устанавливалась 76-мм пушка КТ-28 и два пулемета ДТ. В двух малых башнях, расположенных в передней части корпуса ниже главной, находилось ещё по одному пулемёту той же модели. Орудийная башня вращалась электрическим приводом или вручную. Для удобства работы экипажа она была оборудована подвесным полом. Благодаря удачной конструкции ходовой части танк имел плавный ход и мог преодолевать достаточно серьёзные препятствия. Корпус сваривался из катаных бронелистов.

Во время войны с Финляндией 1939–1940 годов Т-28 продемонстрировал неплохие боевые качества, однако его бронирование не обеспечивало должной защиты от снарядов. Проблему пытались решить путём установки экранов, однако увеличение массы танка негативно сказывалось на динамических характеристиках. Т-28 принимал участие и в сражениях Великой Отечественной войны, однако к моменту её начала эта машина уже морально устарела, а танки, находившиеся в войсках, были сильно изношены. Тем не менее, последнее боевое применение Т-28 было зафиксировано в 1944 году.

tank_t-35-2812996
Тяжелый Танк Т-35

Ещё одним советским танком, явно напоминавшим британские многобашенные чудовища, был Т-35. О том, что подобный «сухопутный линкор» был построен в Великобритании, сообщила агентура СССР в Соединённом Королевстве.

При том, что Т-35 концептуально напоминал

Британский танк А1Е1 Independent, это всё-таки был совершенно другой танк. Советская машина была мощнее вооружена, имела более удачную компоновку узлов моторного отделения и схему бронирования.

Т-35 весил в разных модификациях от 50 до 55 тонн, нёс пять башен, вооружался 76-мм пушкой, двумя 45-мм и пулемётами. Выглядела эта машина грозно и внушительно, однако, пожалуй, других достоинств у неё не было. Танк получился тяжёлым, громоздким и при этом — слабозащищённым. Как и все многобашенные танки, Т-35 был весьма сложен для работы командира, который просто не успевал осуществлять полноценную координацию орудийного огня в реальных боевых условиях.

Было выпущено приблизительно 60 танков этого типа. И так получилось, что основной их функцией на протяжении всего существования стало участие в парадах, где ощетинившиеся пушками исполины демонстрировали мощь советского оружия. В боях начального этапа Великой Отечественной войны все Т-35 были потеряны, причём большей частью по техническим причинам.

tank_a6e1-3535957
Танк A6E1

В завершение стоит рассказать ещё о двух проектах, которые не дошли до серийного производства, однако были довольно интересными.

Первый из них — танк инженера Эдварда Гротте. Эта машина разрабатывалась в 1931 году как перспективный средний танк. В её конструкции впервые были применены рациональные углы наклона брони, полностью сварные корпус и башня. Удачной была конструкция трансмиссии. Пневматическое усиление управления делало работу механика-водителя более комфортной. Главными причинами, по которым ТГ (танк Гротте) не пошёл в серию, были его огромная стоимость и невозможность наладить выпуск узлов нужного качества на советской индустриальной базе.

С использованием идей Гротте конструкторская группа под руководством В. Асафова сделала попытку создания оригинальной серии танков ТА. Основным направлением работы инженеров было снижение сложности и стоимости боевых машин.

tank_grotte-6990227
Танк Гротте

Средний танк ТА-1 напоминал танк Гротте формой корпуса, компоновкой и вооружением, но имел пружинную подвеску Кристи. Башни танка были выполнены в форме полусферы и оснащались орудиями калибров 37 и 76 мм.

Средний танк ТА-2 был переработкой ТА-1 под колёсно-гусеничную схему ходовой. От ТГ он получил пневматические усилители управления для улучшения работы мехвода. Подвижность танка получилась удовлетворительной, но сильно упал запас хода. Поэтому было дано указание прекратить работы над проектом.

ТА-3 проектировался как тяжелый танк массой более 32 тонн. Он мог двигаться как на колесах, так и на гусеницах. Орудийная башня была всего одна, и в неё должны были устанавливаться две пушки (37 и 76 мм) с независимой наводкой. Проект вышел неплохим, однако военные отдали предпочтение Т-35.

tank_ta-3-5794486
Проект Танка ТА-3 (Т-3)

Военные конфликты 30-х годов показали, что с широким распространением в войсках скорострельной противотанковой артиллерии назрела необходимость в танках, способных выдерживать снарядные попадания. В третьей части материала будет рассказано о том, как эту задачу решали советские конструкторы и в каком направлении развивались танки СССР с 1939 года.

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector