Боевое применение танка КВ-2

Применение в бою танка КВ-2. Как применялись в бою танки КВ-2.

Хочется привести сведения о боевом применении танков КВ-1 и КВ-2, в частности, в ходе боевых действий на Карельском перешейке. Отчет о боевых действиях танков КВ, СМ К и Т — 100 был составлен 4 апреля 1940 года, и в нем о машинах КВ говорилось следующее:

Танки КВ принимали участие в боевых действиях в районе ст. Кямаря, полустанок Ханканиеми, ст. Перо, Эловайнен, мз. Хаяю — рю, Тамисуо и г. Выборг в период с 20 февраля 1940 г. по 13 марта 1940 г.

  • Танк КВ — № 3 ходил в бой — 6 раз
  • Танк КВ № 0 ходил в бой — 15 раз (включая бои в декабре 1939 года. — М.К.)
  • Танк КВ № 1 ходил в бой — 8 раз
  • Танк КВ № 2 ходил в бой — 12 раз

Применение танков КВ

Танки КВ применялись при решении следующих задач:

  1. Сопровождение средних и легких танков и наступающей за ними пехоты через оборонительные сооружения противника путем проделывания проходов в надолбах и уничтожения противотанковых орудий противника.
  2. Разведки местоположения ДОТов и уничтожения огневых точек (минометов, ПТОР) и живой силы противника, находящейся в укрытиях полевого типа.
  3. Использовались как артиллерийские орудия для стрельбы с места прямой наводкой по разным целям, в том числе и для разрушения бетонных сооружений (стрельба по ДОТам положительных результатов не дала).
  4. Для эвакуации с поля боя и отвода в тыл подбитых танков.

Условия зимы, лесисто — болотистая местность, наличие большого количества естественных и искусственных препятствий вынуждали танки действовать в основном вдоль дорог, так как попытки движения вне дорог на недостаточно разведанной местности приводили к застреванию танков в болотах. Например: 2 марта [1940 года] при попытке сойти с дороги, танк КВ засел в болоте, и был вытащен после 20 — часовой работы.


Танк КВ с первым образцом большой башни, вид сзади. Февраль 1940 года. Машина имеет выхлопные патрубки оригинальной конструкции, отличающиеся от тех, что ставились на серийных КВ

Тактико-технические свойства танков

Тактико-технические свойства танков, выявившиеся в результате их боевой работы:

Высокая сопротивляемость брони действию бронебойных снарядов калибра 37-45 мм, выпущенных с дистанции 150 — 250 м. Так например:

  • Танк КВ № 0 имел 22 прямых попадания (учитывая боевые действия в декабре 1939 года)
  • Танк КВ № 3 имел 17 прямых попадания (из них 12 в корпус и 5 в ходовую часть)

Хорошая проходимость и маневренность на поле боя. Танки КВ легко преодолевали поле боя, изрытое воронками глубиной 1 — 1,5 метра и шириной 2 — 3 метра. Проделывали проходы в лесу при диаметре деревьев 50 см. Преодолевали канавы, наполненные водой, глубиной в 1 метр и шириной 3 метра, рвы шириной 4,5 — 5 метров, снежный покров 0,8 — 0,9 метров, подъемы до 35 градусов, и двигались при крене 30 — 35 градусов.

За время работы не было ни одного случая сваливания гусениц при разворотах и кренах.

Способность проделывать проходы в каменных надолбах, врытых в землю, путем разрушения их огнем из 152 — мм орудий, что подтверждается следующим:

  • 9 марта 1940 г. танк КВ № 3 выпустил по каменным надолбам, врытым в землю, 8 снарядов, и сделал проход в 2 раза шире, чем габарит машины
  • В районе Тамисуо для проделывания прохода в надолбах аналогичного типа шириной в 6 метров было израсходовано 15 152 — мм снарядов. Огонь велся с дистанции 50 — 80 метров

Способность проходить через отдельные противотанковые мины. При наезде на мины в танке ощущалось только сотрясение от их взрыва, но разрушительного действия ходовой части и прекращения движения танка не происходило (от взрывов мин выбивало 1 — 2 катка, рвало часть трака, что не вызывало остановки танка)…

Хорошие тяговые качества, обеспечивающие эвакуацию танков других марок с поля боя.

Примеры.

Танк КВ отбуксировал с поля боя танк Т — 100, а также танк своей марки. Но были случаи, когда танк КВ не мог буксировать однотипный танк и буксировка производилась двумя танками.


Танк КВ с большой башней. Февраль 1940 года. На машине смонтированыкрылья так называемого «авиационного» типа, внутри которых размещался ЗИП. Впоследствии от них отказались.

Характеристика работы материальной части машин.

Танки КВ прошли 200 — 300 км. Моторы работали безотказно. Механизмы и агрегаты работали хорошо. Торсионная подвеска позволяет двигаться при частичном ее повреждении, как то — потери 2 — 3 — х катков. Так, 10 марта 1940 г. взрывом фугаса было выбито по 2 передних катка с каждой стороны, и все же танк самостоятельно вышел из боя и возвратился в расположение своих войск, пройдя при этом 8 км, и был способен двигаться дальше.

Недостатки:

Срываются болты и шпонки привода топливного насоса. Не выдерживают нагрузки проушины стяжных лент тормозов. При нагреве масла свыше 50 градусов его выбивает через воздушные трубки. Не отработан конструктивно спуск масла из двигателя и масляного бака. Мал угол обзора водителя. Рычаг для управления не удобен. Отверстия для пулеметов очень велики, и по ним ведут огонь снайпера, поэтому в бою пулеметы не использовали, а отверстия закрывали заглушками. Радист не имеет вооружения. Конструкция пеногашения себя не оправдывает, и требует изменения. Регулировка тяг КПП затруднена. Ограничители торсионов при взрыве фугасов летят (было 2 случая).

Выводы и предложения.

  1. Танки являются мощным средством для уничтожения противотанковых орудий, полевой артиллерии, а также других огневых точек, находящихся в укрытиях полевого типа. Способны проделывать проходы в надолбах из камня, врытых в землю, артогнем прямой наводкой с близких дистанций.
  2. Броня танков не пробивается 37 — 45 мм бронебойными снарядами с предельно близких дистанций 100 — 250 м.
  3. Применяемые противником мины при наезде на них танков не производили разрушительного действия на ходовую часть и не прекращали движения.
  4. Танки, обладая сильной броней и мощным огнем, хорошей проходимостью на препятствиях, производят сильное моральное воздействие на противника, сея в его рядах панику, и в то же время поднимают боевой дух наших войск.
  5. Полностью обеспечивают эвакуацию с поля боя подбитых танков Т — 28, БТ, Т — 26 и частично танков своего же типа.


Третий по счету серийный КВ. Февраль 1940 года. На правом борту башни имеются дополнительные скобы для укладки брезента. Танк оснащен крыльями «авиационного» типа. На стволе гаубицы установлена крышка для защиты от попаданий внутрь осколков и пуль. После проведения испытаний ее демонтировали.

Для устранения выявленных недочетов необходимо:

По танкам КВ.

  • Усилить привод топливного насоса.
  • Соединения тяг КПП вывести ближе к вентилятору.
  • На ствол пулемета поставить предохранительный щиток для защиты от пуль.
  • Усилить буксирные серьги и соединительные пальцы тросов.
  • Радисту поставить пулемет.
  • Увеличить угол обзора водителя.
  • Облегчать торсионы на стоянках, т.к. были случаи их поломки, когда танк стоял на месте.
  • Изогнуть рычаг управления, приблизив его, таким образом, к водителю.
  • Поставить вентилятор.

В ходе боевых действий выявилось большое количество технических недостатков и недоработок новых тяжелых танков: частая разрегулировка главного сцепления, высокие температуры и разрушение игольчатых подшипников и подшипников в бортовых фрикционах, течи сальников бортовых редукторов, сработка шестерен в коробке перемены передач. Поэтому представители военной приемки на Кировском заводе получили указание — выявить все недочеты в конструкции КВ и устранить их на десяти танках установочной партии.

Поэтому уже с машины У — 5 завод начал пересматривать конструкцию всех узлов и механизмов. Военпред на Кировском заводе А.Шпитанов в своей оперсводке за март 1940 года сообщал:

За март месяц в монтаж поступило 4 корпуса КВ. Одна машина № У — 4 с большой башней и системой М — 10 окончательно принята военпредом. Отправка задержана по указанию военного комиссара АБТУ КА до получения разнарядки АБТУ КА.

Вторая машина № У — 5 (пятая из установочной партии) из — за перегрева бортовых фрикционов не выдержала военпредовского пробега на 80 км и 2 — х контрольных пробегов на 20 км. После 2 — х переборок бортового фрикциона снова готовится к контрольному испытанию.

Третья машина № У — 6 также не выдержала военпредовского пробега. В коробке передач лопнул подшипник и скрутило валик привода к маслопомпе.

Машина № У — 7 еще не окончена монтажом.

Запаса корпусов КВ на апрель (кроме вышеперечисленных) на Кировском заводе не имеется.

По первоначальному плану в 1940 году Кировский завод должен был изготовить всего 50 танков КВ, отработать их конструкцию и с 1941 года перейти на крупносерийный выпуск. Однако в июне 1940 года (по май 1940 года включительно было сдано 10 КВ № У — 1 — У — 10, из них четыре КВ-2. — Прим. автора) появляется постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б), согласно которому годовое задание увеличивалось до 230 КВ. В заводских и военпредовских документах того времени данное решение именовалось «Сталинским заданием».

Естественно, что столь значительное увеличение танковой программы потребовало от Кировского завода перестройки всей работы. К выполнению задания привлекались не только цеха, занимавшиеся танковым производством, но и другие подразделения и отделы предприятия. Одновременно с этим велась большая работа по улучшению конструкции КВ. В июне — июле 1940 года два танка — У — 1 и У — 7 — проходили длительные испытания, по результатам которых в конструкцию КВ внесли большое количество доработок.


Танк КВ, вид спереди. Февраль 1940 года. На этом фото хорошо видна крышка, установленная на стволе гаубицы, и механизм для ее открытия и закрытия.

Несмотря на это, качество новых тяжелых танков оставалось все еще низким. В июле военпреды даже прекратили на время приемку КВ из — за того, что при сдаточных пробегах у машин выявились крупные недостатки, основными из которых были:

  • не производил очистки воздуха воздухофильтр, из — за чего преждевременно выходили из строя двигатели
  • изнашивались шестерни коробки перемены передач, особенно 2 и 4 — й скоростей
  • температура бортовых фрикционов доходила до 120 — 130 градусов

Тем не менее, в июле было сдано 15 КВ, из них 10 КВ-2.

Советские Тяжелые Танки

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector