15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B | САУ Вермахта | Штурмовые Танки Германии


15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B — Штурмовые Танки Вермахта

Как уже упоминалось в статье о штурмовых танках, эта машина к штурмовым танкам никогда не причислялась. Она относилась к категории так называемых «самоходных лафетов» (Selbstfahrlafette), о чем говорит сокращение Sfl в ее наименовании. Но поскольку все семейство германских штурмпанцеров строилось вокруг 150-мм тяжелого пехотного орудия sIG 33, то имеет смысл ее рассмотреть, тем более что этот «самоходный лафет «, по существу, был первой немецкой серийной самоходной установкой. Демонстрация прототипа этой САУ и перевозчика боеприпасов (на самой самоходке боекомплект не перевозился) командованию Вермахта состоялась 29 января 1940 года, после чего последовал заказ на 38 машин.


Тяжелое пехотное орудие sIG 33 на огневой позиции

150-мм тяжелое пехотное орудие sIG 33 (sIG — schwere Infanterie Geschutz) с длиной ствола 11,4 калибра, разработанное фирмой Krupp в 1927 году, устанавливалось на крыше корпуса Pz.l вместе с лафетом и колесами. Для защиты орудия с трех сторон была сооружена громоздкая рубка, сваренная из 10-мм бронелистов. При этом высота машины превысила 3 м, а масса возросла до 8,5 т, поскольку само орудие в боеготовом состоянии весило 1750 кг. И то и другое самым негативным образом сказалось на проходимости. Кроме того, высокая и узкая самоходка имела большую склонность к опрокидыванию. Тем не менее эту машину неплохо встретили в войсках. Дело в том, что sIG 33 состояло на вооружении рот пехотных орудий в пехотных полках Вермахта с 1933 года и было хорошо знакомо немецким артиллеристам. Но в буксируемом варианте орудие было тяжеловато, и поэтому солдаты не могли не приветствовать появление его самоходной версии.


Самоходное пехотное орудие на улице французского городка. 1940 год

Угол горизонтального обстрела sIG 33, установленного на танковом шасси, составлял 25°, вертикального — от -4° до +75°. Заряжание — раздельное, затвор — поршневой. Начальная скорость снаряда — 240 м/с, дальность стрельбы — до 4700 м. Первоначально орудие не имело штатных бронебойных боеприпасов, но с осени 1941 года в боекомплект был включен кумулятивный снаряд Gr 39Н1/А массой 25 кг, имевший начальную скорость 280 м/с. С расстояния 100 м он пробивал 160-мм броню. Однако наличие его в боекомплекте во фронтовых условиях было явлением редким, и для стрельбы главным образом использовались осколочно- фугасные и дымовые гранаты. Огонь велся с помощью штатного прицела Rblf 36. На последних выпущенных САУ этого типа орудие устанавливалось уже без колес, на специальных подпорках.


15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.l Ausf.B

САУ Pz.Kpfw.I Ausf.B оснащалась штатным для Pz.I Ausf.B 6-цилиндровым, карбюраторным, рядным двигателем жидкостного охлаждения Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с. (73,6 кВт) и рабочим объемом 3791 см3. Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя, — 146 л. Расход топлива на 100 км — 125 л. Карбюратор марки Solex 40 JEF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, механической пятискоростной (5+1) коробки передач Aphon FG31, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов. Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных опорных катков диаметром 530 мм и четырех поддерживающих катков. Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллиптических рессорах.


Самоходное пехотное орудие на марше. Франция, 1940 год

Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280 мм. В составе 701 — 706-й рот тяжелых пехотных орудий эти машины принимали участие в боевых действиях во Франции и на Балканах, а затем и на Восточном фронте. Осенью 1943 года одна САУ этого типа еще находилась на вооружении 704-й роты тяжелых пехотных орудий. До наших дней ни одна такая машина не сохранилась.


150-мм САУ из состава 704-й роты тяжелых пехотных орудий вброд форсирует водную преграду.Греция, 1941 год

ТТХ САУ 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.Kpfw.I Ausf.B

Боевая масса, т. ….. 8,5

Экипаж, чел. ….. 4

Габаритные размеры, мм:

длина ….. 4420

ширина ….. 2680

высота ….. 3350

клиренс ….. 295

Толщина брони, мм:

лоб, борт и корма корпуса ….. 13

крыша и днище ….. 6

лоб и борта рубки ….. 10

Максимальная скорость движения, км/ч ….. 35

Запас хода, км ….. 100

Преодолеваемые препятствия:

угол подъема, град. ….. 20

высота стенки, м. ….. 0,37

ширина рва, м. ….. 1,4

глубина брода, м. ….. 0,6


В общем-то, далеко не шедевр конструкторской мысли, а скорее доморощенная немецкая каракатица и новейший, сильнейший советский КВ-2. Можно только сожалеть, что все сложилось так, а не иначе…

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector