15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.II | САУ Sturmpanzer II | САУ Вермахта | Штурмовые Танки Германии


15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.II (Sturmpanzer II) — САУ Германии

Следует признать, что попытка разместить 150-мм пехотное орудие на шасси легкого танка Pz.I потерпела неудачу. «Единичка» была слишком мала для столь габаритной и тяжелой артсистемы, тем более что последняя использовалась на САУ практически целиком. Вторая попытка была более удачной. Более того, немцы определились и с классификацией, и с техтребованиями к новой машине. Теперь для ее создания за основу взяли шасси легкого танка Pz.II.


Прототип штурмового танка Sturmpanzer II

В феврале 1941 года завод FAMO изготовил прототип самоходной артиллерийской установки на базе танка Pz.II Ausf.B, вооруженной тяжелым пехотным орудием sIG 33. При этом шасси танка было заимствовано без каких-либо изменений, поэтому открытое сверху боевое отделение САУ оказалось слишком тесным. У серийных машин, сохранив в целом компоновку прототипа, корпус расширили на 330 и удлинили на 600 мм. В ходовую часть добавили один опорный каток на борт.


Sturmpanzer II на учебном полигоне в Германии. Зима 1941/42 года

В таком виде машину приняли на вооружение под обозначением 15 cm sIG 33 auf Pz.Kpfw.II, или Sturmpanzer II. 150-мм тяжелое пехотное орудие (качающаяся часть с верхним станком) sIG 33 устанавливалось в передней части открытой низкопрофильной рубки. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от 0 до +73°. Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. В качестве дополнительного вооружения в машине размещался пулемет MG 34. Механик-водитель находился в небольшой броневой рубке перед боевым отделением. В отличие от базового танка, в его распоряжении имелся люк для посадки и высадки.


Штурмовой танк Sturmpanzer II в Италии, незадолго д о отправки в Северную Африку. 1942 год

Силовая установка, трансмиссия и элементы ходовой части были заимствованы у серийного танка Pz.II Ausf.C без принципиальных изменений. Двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л.с. располагался на своем штатном месте в кормовой части танка. Трансмиссия состояла из карданной передачи, двухдискового главного фрикциона сухого трения, шестискоростной (6+1) коробки передач ZF Aphon SSG46 с дисковыми синхронизаторами на всех передачах, одноступенчатых планетарных механизмов поворота и бортовых передач. Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести обрезиненных опорных катков диаметром 550 мм, подвешенных на четвертьэллиптических рессорах индивидуально, и четырех поддерживающих катков. Ведущие колеса — переднего расположения.


Sturmpanzer II

Серийное производство началось в конце 1941 года на фирме Alkett. Впрочем, изготовили только 12 единиц (семь — в 1941-м и пять — в 1942-м), из которых сформировали 707-ю и 708-ю роты тяжелых пехотных орудий. Обе роты отправили в Северную Африку, где они участвовали в боевых действиях, включая сражение у Эль-Аламейна.


САУ Sturmpanzer II на огневой позиции во время учебных стрельб. 1942 год

Надо сказать, что в войсках первые штурмпанцеры встретили весьма прохладно. Во-первых, машина была почти на три тонны тяжелее танка Pz.II, что приводило к перегреву двигателя и частому его выходу из строя. Во-вторых, слабая бронезащита не позволяла штурмовому танку оправдывать свое назначение, то есть штурмовать. И это при недостаточной дальнобойности орудия sIG 33.


Sturmpanzer II в Африке. Механик-водитель стои т в люке своей рубки. На дульный срез орудия надет пылезащитный чехол, что было особенно актуально в условиях пустыни

Даже 150- мм гаубица периода Первой мировой войны обладала большей дальностью стрельбы. Наконец, в Африке штурмпанцеры попросту были не нужны — там не было долговременных оборонительных сооружений и крупных населенных пунктов, превращенных в узлы обороны. Последние Sturmpanzer II были захвачены западными союзниками во время капитуляции немецких войск весной 1943 года в Тунисе. До наших дней ни одна машина этого типа не сохранилась.


Экипаж занят техническим обслуживанием своего штурмового танка. 1942 год

ТТХ САУ Sturmpanzer II

Боевая масса, т. ….. 12

Экипаж,чел. ….. 5

Габаритные размеры, мм:

длина ….. 5410

ширина ….. 2610

высота ….. 1600

клиренс ….. 340

Толщина брони, мм:

лоб корпуса ….. 30

борт и корма ….. 14,5

днище ….. 5

лоб рубки ….. 30

борт ….. 14,5

Максимальная скорость движения, км/ч ….. 40

Запас хода, км ….. 140


К зиме 1942/43 года в составе немецких войск в Северной Африке сохранилось лишь несколько Sturmpanzer II


Элементы рубки и вооружение Sturmpanzer II, переставленное на шасси среднего танка Pz. III

Оцените статью
protank.su
Adblock
detector