Сверхтяжелый Танк Maus - Описание Конструкции

Сверхтяжелый Танк Maus - Описание Конструкции танка Маус
Сверхтяжелый Танк Maus - Описание Конструкции танка Маус

Сверхтяжелый танк "Маус" представлял собой боевую гусеничную машину с вращающейся башней. Корпус танка поперечными перегородками был разделен на четыре отделения: управления, моторное, боевое и трансмиссионное.

Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сиденья механика-водителя (слева) и радиста (справа), приводы управления, контрольные приборы, коммутационная аппаратура, радиостанция и баллоны огнетушителей. Перед сиденьем радиста, в днище корпуса, имелся люк запасного выхода. В нишах бортов носовой части корпуса располагались два топливных бака общей емкостью 1560 л. В крыше корпуса над сиденьями механика-водителя и радиста имелся посадочный люк, закрывавшийся броневой крышкой. Перед люком был установлен перископический прибор наблюдения с броневым ограждением.

Моторное отделение располагалось за отделением управления. В его центральном колодце размещался двигатель, а в нишах бортов - водяные и масляные радиаторы, вентиляторы системы охлаждения, выхлопные коллекторы (по два на борт) и масляный бак.

Боевое отделение располагалось за моторным в средней части корпуса танка. В боевом отделении размещались большая часть боекомплекта, агрегат для подзарядки аккумуляторных батарей и питания мотора поворота башни. В центральном колодце под полом боевого отделения были установлены одноступенчатый редуктор и блок главных и вспомогательных генераторов.

Корпус и башня танка Maus, захваченные союзниками в сборочном цехе завода фирмы Krupp в Эссене. 1945 год
Корпус и башня танка Maus, захваченные союзниками в сборочном цехе завода фирмы Krupp в Эссене. 1945 год. Хорошо видна конструкция корпуса, разделенного продольными переборками на центральные колодцы и ниши бортов.

Над боевым отделением на роликовой опоре устанавливалась башня. В ней размещались сиденья командира танка, наводчика и заряжающих, спаренная установка пушек, пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы поворота башни с электромеханическим и ручным приводом и оставшаяся часть боекомплекта. В крыше башни имелись два люка-лаза.

Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса танка. В нем размещались тяговые электромоторы и промежуточные редукторы.

Корпус танка Maus

Корпус танка Maus сваривался из катаных броневых листов, обработанных на среднюю твердость.

Лобовые и кормовые броневые листы располагались под углами 35° - 55° к вертикали. В отличие от других немецких тяжелых танков, в лобовых и кормовых листах "Мауса" не имелось люков, смотровых приборов и пулеметных установок, снижавших снарядостойкость.

Схема бронирования танка Maus
Схема бронирования танка Maus

Бортовые броневые листы располагались вертикально и выполнялись сплошными. Толщина бортового листа была не одинаковой: верхний пояс борта имел толщину 185 мм, а в нижней части бортовой лист на высоте 780 мм был выструган до толщины 105 мм. Нижняя часть борта предназначалась для крепления поддерживающих катков, а также использовалась для защиты ходовой части, играя роль фальшборта. Спереди гусеницы частично защищались броневыми козырьками толщиной 100 мм.

Крыша корпуса выполнялась съемной. Она состояла из отдельных броневых листов толщиной от 50 мм в подбашенной зоне до 105 мм над отделением управления. Для защиты башни от заклинивания при попаданиях снарядов к крыше корпуса приваривались две отражательные планки толщиной 60 мм.

Днище корпуса в передней части имело толщину 105 мм, остальная часть днища - 55 мм. Надгусеничные листы и внутренние борта имели толщину соответственно 40 и 80 мм.

Даже поверхностный анализ распределения толщин броневых листов свидетельствует о стремлении конструкторов создать равнопрочный по снарядостойкости бронекорпус. Соотношение между толщиной брони лобовых и бортовых листов у немецких тяжелых танков составляло 0,5 - 0,6, а у "Мауса" оно достигало 0,925. Кроме того, усиление передних частей днища и крыши корпуса значительно влияло на равнопрочность корпуса в целом.

Вид на отделение управления. Сиденье механика-водителя
Вид на отделение управления. Сиденье механика-водителя

Все соединения основных броневых деталей корпуса были выполнены в шип. Для увеличения конструктивной прочности шиповых соединений в их стыки были введены цилиндрические штифты. Штифт представлял собой двойной валик диаметром 50 - 80 мм, который вставлялся в отверстие, высверленное в стыках броневых листов. Отверстие высверливалось так, чтобы его ось располагалась в плоскости граней шипа соединяемых листов. Без штифта незаваренное шиповое соединение являлось разъемным. При применении в соединении двух перпендикулярно расположенных штифтов оно становится неразъемным еще до окончательной сварки. После сварки штифтовые соединения разгружают сварные швы. Штифты вставлялись заподлицо с поверхностью соединявшихся бронелистов и приваривались к ним по периметру основания. Кроме соединения верхнего лобового листа с нижним, штифтами соединены также борта корпуса с верхним лобовым и кормовым листами. Соединение кормовых листов между собой выполнено в косой шип без штифтов. Соединения остальных броневых деталей (части крыши, днище, надгусеничные листы и т.п.) выполнялись в четверть, встык или внахлест с применением двухсторонней сварки.

Башня танка Maus

Башня танка Maus сваривалась из катаных листов и литых деталей из гомогенной брони средней твердости. Лобовая часть башни - литая, цилиндрической формы толщиной около 220 мм. Бортовые и кормовые листы - плоские. Катаные, толщиной 210 мм. Бортовые листы расположены под углом 30° к вертикали, кормовой - 15°. Лист крыши башни имел толщину 65 мм. Соединение броневых деталей башни выполнялось в шип с применением штифтов, несколько отличавшихся от штифтов в шиповых соединениях корпуса.

Таким образом, башня также была сконструирована с учетом равнопрочности всех ее деталей.

В качестве буксировщика использовался первый прототип Мауса (на танке Maus II не был установлен двигатель)
В качестве буксировщика использовался первый прототип Мауса (на танке Maus II не был установлен двигатель)

Неподвижная часть башенного погона выполнялась за одно целое с зубчатым венцом. Погон помещался в ступенчатой расточке крыши корпуса танка. Кольцо, которое приваривалось заподлицо с расточкой, увеличивало вертикальную направляющую поверхность погона.

Подвижная часть погона была приварена к днищу башни и представляла собой цилиндрический лист. Башня устанавливалась на трех тележках с двумя роликами каждая. Тележки катились по горизонтальной беговой дорожке неподвижного погона. Горизонтальные усилия воспринимались шестью двухроликовыми тележками, катящимися по вертикальной беговой дорожке неподвижного погона.

Вращение башни осуществлялось при помощи электромеханического привода, а для аварийной ситуации был предусмотрен ручной привод. Использовались две скорости вращения башни: быстрая - 8 град./с и медленная - 4 град./с. Во время марша башня блокировалась тремя стопорами. Кроме стопоров неподвижность башни обеспечивало специальное пневматическое устройство.

На вращающемся полике башни были установлены стеллажи для снарядов к обеим пушкам, здесь же размещался компрессор, предназначенный для продутия ствола 128-мм орудия. Компрессор работал от электрического двигателя постоянного тока мощностью 1000 Вт и напряжением 48 В.

Компоновка танка Maus (продольный разрез по корпусу)
Компоновка танка Maus (продольный разрез по корпусу)

На крыше башни Мауса располагались два посадочных люка, два вентилятора, неподвижный броневой колпак перископического прицела, перископический прибор наблюдения командира и амбразура "устройства ближнего боя". В кормовой стенке башни имелся люк для загрузки боеприпасов, в крышке которого имелась бойница для стрельбы из личного оружия.

Завершая описание конструкций корпуса и башни несколько слов необходимо сказать о качестве брони. Все броневые детали имели различную твердость. Так, детали толщиной до 50 мм подвергались термообработке на высокую твердость, толщиной 160 мм обрабатывались на среднюю и пониженную твердость, а броневые листы внутренних бортов корпуса толщиной 80 мм - на низкую твердость. Броневые детали толщиной 185 - 210 мм также обрабатывались на низкую твердость.

Что касается химического состава, то катаную броню танка "Маус" можно разделить на четыре группы. Для листов толщиной 50 мм применялась хромоникелевая броня с повышенным содержанием марганца. Для 65-мм листов использовалась хромомарганцевая броня с 0,5% содержания никеля, для 80-мм - хро-моникелемолибденовая с повышенным содержанием марганца и хрома. И, наконец, для четвертой группы бронелистов с толщинами 200 - 210 мм применялась хромоникелемолибденовая броня, причем процент хрома и никеля в сравнении с листами меньшей толщины был увеличен до 0,8 - 2 %. Литая броня также имела два варианта состава. Для деталей небольшой толщины применялась хромоникелемолибденовая броня с повышенным содержанием марганца, а для деталей толщиной 220 мм - хромникелевая с содержанием никеля свыше 30%.

Необходимо отметить, что во всех видах марках брони содержанием углерода было повышенным и находилось в пределах 0,3 - 0,45%. Кроме того, для "Мауса" была характерна и общая в тот период для германского танкостроения тенденция замены легирующих элементов молибдена и никеля другими элементами - хромом, марганцем и кремнием.

Вооружение танка Maus

На танке Maus устанавливались 128- и 75-мм спаренные танковые пушки и 7,92-мм пулемет MG42 (еще один пулемет укладывался в танке). В башне спаренная установка пушек была смонтирована в специальной раме. Бронировка качающейся части пушек выполнялась литой и крепилась к общей люльке болтами.

128-мм пушка, разработанная фирмой Krupp, имела длину ствола 55 калибров (7020 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 920 м/с. Затвор - клиновой, горизонтальный, имел 1/4автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км.

Схема установки вооружения Мауса (вид сзади)
Схема установки вооружения Мауса (вид сзади)

1 - казенник 128-мм пушки; 2 - клин затвора; 3 - люлька; 4 - тормоз отката; 5 - накатник; 6 -ограждение; 7 - казенник 75-мм пушки; 8 - клин затвора; 9 - накатник; 10 - правая цапфа люльки; 11 - кронштейн крепления перископического прицела; 12 - тяга прицела; 13 - кронштейн крепления подъемного механизма; 14 - тормоз отката 75-мм пушки; 15 - основание рамы; 16 -правый вертикальный кронштейн рамы; 17 - неподвижный броневой колпак; 18 - пулемет MG 42; 19 - укладка пулеметных коробок; 20 - укладка 75-мм выстрелов

Пушка KwK 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельногильзовым заряжанием. В тесной башне танка с длинным и тяжелым "унитаром" было не развернуться. Для ускорения процесса заряжания в состав экипажа "Мауса" входило два заряжающих: в то время как один досылал в камору снаряд, другой - подавал гильзу с зарядом. Тем не менее скорострельность 128-мм пушки не превышала 2-3 выстр./мин.

Боекомплект пушки состоял из 61 (по другим данным - 68) выстрела, из которых 25 размещались в башне, а 36 (по другим данным - 43) - в корпусе танка.

Схема установки вооружения Мауса (вид сверху)
Схема установки вооружения Мауса (вид сверху)

1 - казенник 128-мм пушки; 4 - тормоз отката; 5 - накатник; 6 - ограждение; 7 - казенник 75-мм пушки; 8 - клин затвора; 9 - накатник; 10 - правая цапфа люльки; 11 - кронштейн крепления перископического прицела; 12 - тяга прицела; 13 - кронштейн крепления подъемного механизма; 16 - правый вертикальный кронштейн рамы; 18 - пулемет MG 42; 19 - укладка пулеметных коробок; 20 - укладка 75-мм выстрелов; 21 - рукоятка открывания затвора 128-мм пушки; 22 - крепление штока тормоза к казеннику; 23 - труба ствола 128-мм пушки; 24 - цилиндрическая пружина; 25 - люлька; 26 - труба ствола 75-мм пушки; 27 - цилиндрическая пружина; 28 - бронировка

75-мм пушка была идентична по конструкции 75-мм пушке KwK 37. Основное ее отличие состояло в увеличенной до 36,6 калибра длине ствола и нижнем размещении тормоза отката. Затвор - клиновой вертикальный, спуск - электромеханический. Боекомплект к пушке состоял из 200 выстрелов с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. 50 выстрелов размещались в башне, 150 - в корпусе танка.

7,92-мм пулемет MG 42 был установлен в лобовой части башни, слева от 128-мм пушки, и имел независимые от пушек углы наведения. Боекомплект пулеметов состоял из 1000 патронов в четырех патронных коробках.

128-мм противотанковая пушка К 81/1 фирмы Krupp. Ствол Рак 80 (идентичен по конструкции стволу пушки KwK 44) установлен на лафет трофейной французской 155-мм пушки
128-мм противотанковая пушка К 81/1 фирмы Krupp. Ствол Рак 80 (идентичен по конструкции стволу пушки KwK 44) установлен на лафет трофейной французской 155-мм пушки

В качестве вспомогательного вооружения танк Maus оснащался "устройством ближнего боя" (Nahkampfgerat) - мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.

Танк "Маус" оснащался перископическим прицелом TWZF1, который устанавливался слева от 128-мм пушки. Головка прицела защищалась неподвижным бронированным колпаком. Соединение прицела с левой цапфой 128-мм пушки осуществлялось с помощью тяги параллелограмного механизма. Углы наведения по вертикали колебались в пределах от -7° до +23°. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось поворотом башни.

По проекту определение дистанции до цели должно было производиться командиром танка с помощью горизонтально-базного стереоскопического дальномера с базой 1,2 м. Однако, судя по всему, такой дальномер установлен не был. Левое отверстие в крыше башни, предназначенное для выхода объективной головки дальномера, заварено, в правом был установлен перископический прибор наблюдения. Если учесть, что в германии к 1945 году были разработаны только два типа горизонтально-базных танковых дальномеров с базами 1,6 и 1,32 м, то вообще не понятно какой дальномер должен был устаналиваться на "Маус".

Подытоживая рассказ о вооружении танка Maus, будет не лишним привести выводы, сделанные специалистами НИБТПолигона в Кубинке после его изучения.

Установка двух танковых пушек в одной люльке имеет следующие преимущества перед обычными установками:

  • Повышена огневая мощь танка.
  • Возможно применение каждого вида оружия в отдельности, в зависимости от условий боя.
  • Заднее расположение башни уменьшает вылет ствола и способствует повышению маневренности танка в лесистой местности.
  • Конструкция 128-мм и 75-мм танковых пушек особого интереса не представляет и является аналогичной для всех немецких танковых пушек.
  • По своей мощности 128-мм пушка соответствует отечественной 122-мм пушке C-26-I, а 75-мм пушка уступает 76-мм пушке Т-34.
  • Скорострельность 128-мм пушки вследствие отсутствия автоматического открывания затвора ниже 122-мм пушки Д-25.
  • Соотношение веса танка "Maus" к весу установки вооружения равно 60, это же соотношение в танке ИС-3 равно 17, что говорит о несоответствии вооружения танка "Maus" его весу.
  • Наличие на танке стереодальномера с базой 1,2 м облегчает определение дальности до целей.
  • Применение дальномера является принципиально новым вопросом и требует специального исследования.

В качестве небольшого комментария к этим выводам можно отметить, что оценка дальномера в силу указанных выше причин носит чисто теоретический, хотя и безусловно правильный, характер. Что же касается скорострельности 128-мм пушки, то она ниже, чем у Д-25 при наличии одного заряжающего. В экипаже "Мауса", как впрочем, и в экипаже "Ягдтигра" - еще одной машины, вооруженной 128-мм пушкой, заряжающих было два.

Бронировка качающейся части спаренной установки 128-мм и 75-мм пушек во время испытаний на полигоне
Бронировка качающейся части спаренной установки 128-мм и 75-мм пушек во время испытаний на полигоне. Хорошо видны болты крепления бронировки к люльке


Количество просмотров Просмотров : 3897





Случайное видео:




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


девять − = 1

  • Меня зовут Александр или Саша, без всяких приставок и имени домена сайта.
  • Любой html-код отображается в виде текста.
  • Любые ссылки будут неактивны и ваше сообщение уйдет в Спам.
  • Для особо хитрожопых - блог не Dofollow!

ЦИКЛЫ СТАТЕЙ ПО ТАНКАМ
Добавить свои моды
Связь со мной
World of Warplanes
Авторские права

Скопировал ? Поставь ссылку на страничку

Скопировал ? Поставь ссылку...

Копирование материалов сайта разрешается только с указанием HTML-ссылки на страницу-источник.

ТТХ всех танков World of Tanks

ТТХ всех танков WoT

Онлайн просмотр ТТХ всех танков World of Tanks, их модулей и снарядов.


Редактор OBJ файлов World of Tanks

Редактор OBJ файлов WoT


Beta-версия: онлайн редактор OBJ-файлов позвляет изменить, сохранить или сконвертировать Wavefront Object файл танка. Чтобы собрать весь танк, импортируйте по-очереди все его модули в OBJ-формате. Можно сохранять сцену целиком. Готовые файлы модулей всех танков ва OBJ формате будут позже.

Комментарии Танкистов